Создать условия для ведения бизнеса
Я никогда не отрывался от предпринимателей, потому что сам 22 года занимался бизнесом, почти 15 лет возглавляю «Деловую Россию» в Нижегородской области и вхожу в генсовет на федеральном уровне. Поэтому проблемы предпринимателей мне понятны как никому.
Что удалось сделать пять лет существования института уполномоченного по правам предпринимателей в Нижегородской области? Аппарат уполномоченного, выявляя и системные, и разовые проблемы на основании обращений и жалоб, тесно взаимодействует с прокуратурой – областной, окружной, транспортной, с Генпрокуратурой. Потому что (не все это знают) одновременно с появлением идеи создания института защиты прав предпринимателей, были созданы и специальные подразделения в прокуратуре по этому направлению. И мы тесно взаимодействуем.
Системные вопросы, которые собираются с регионов – нестыковки законов, перекосы, искаженная практика, нацеленная не на развитие экономики, а порой и в противоположном направлении, – передаются Борисом Титовым президенту.
Часто возникают вопросы по законам о торговле, о коммунальных услугах, другим законодательным актам. Сейчас на первый план вышла тема рамок грузового контроля. Во многих регионах этот закон идет как пилотный, у нас, к сожалению, он очень жестко сказывается на предпринимателях и перевозчиках. Средний штраф около четырехсот тысяч рублей. Выписано около трех тысяч документов на оплату, цифра уже приближается к миллиарду рублей (750-800 миллионов рублей) штрафов.
Спектр обращений очень большой: от мелких жалоб до просьб о посещении мест лишения свободы, СИЗО – и все это работа уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Цифровая экономика, о необходимости развивать которую в Нижегородской области заявил назначенный исполняющим обязанности главы региона Глеб Никитин, это, в моем понимании, совокупность услуг, которые власть должна давать бизнесу и гражданам. Сейчас есть тенденция все большего перехода от личного контакта к удаленному, по интернету, через МФЦ. Это убирает коррупциогенность, очереди и так далее.
Цифровая экономика – это упрощение отдельных процедур, позволяющее более оперативно решать те или иные задачи.
Для предпринимателей важна предсказуемость власти, принятие законов, под которые хотя бы успеваешь подстроиться, а не вводимых в пожарном порядке. И на федеральном, и на региональном уровне должны быть толчки к развитию экономики. Президентом поставлена задача довести рост ВВП до трех процентов. Сегодня этот показатель в районе одного процента – в лучшем случае.
Поэтому должны быть точки роста – строительный бизнес, возможно, отрасли переработки, а не только оборонный комплекс. Мы им, конечно, гордимся, но этого мало.
И на съезде «Опоры России» многие члены правительства констатировали, что рост числа предпринимателей остановился. Была названа такая цифра – всего 2,2 процента собираются стать предпринимателями. Дело в том, что войти в бизнес становится все сложнее и сложнее. Исправлению этой ситуации поможет реформа контрольных и надзорных органов, которых сегодня неимоверное количество и которые по-прежнему работают по «палочной» системе – количество проверок, количество протоколов, количество выписанных штрафов.
В формировании бизнес-климата участвуют все ветви власти. В том числе муниципалитеты, от деятельности которых зависит, хочется ли людям жить и открывать свое дело в этом поселке или городе, или нет.
Глава Нижнего Новгорода – умница в этом плане. Елизавета Солонченко отлично понимает проблемы предпринимателей и умеет слушать и слышать. Мы подписали с ней соглашение о сотрудничестве. До этого не было, чтобы муниципалитет Нижнего Новгорода давал мне как уполномоченному свои подзаконные акты на проведение ОРВ (оценки регулирующего воздействия).
Обычно все делается просто – вывесили в интернете, через месяц сказали, что замечаний не поступило, или поступило одно-два – принимаем. Сейчас же мы будем готовить для депутатов мнение предпринимателей. Уже первая просьба от Елизаветы Солонченко поступила, хотя закон о рекламе на последнем заседании думы был принят, тем не менее она публично обратилась ко мне как к уполномоченному по правам предпринимателей, предложив провести встречу с рекламными компаниями, обсудить и понять, насколько этот закон ударит по предпринимателям в этой сфере. Я к назначенному сроку подготовлюсь, будем обсуждать.
И я надеюсь, такая позиция первого лица муниципалитета позволит и пополнить бюджет, и создать условия для ведения бизнеса и появления новых рабочих мест.