Создавать всерьез и надолго
Сложная экономическая ситуация, которую по
целому ряду причин переживает ныне вся Россия, заставляет еще пристальнее, чем
обычно, всматриваться в деятельность разноуровневых властных институтов в
стране. Необходимо отделять зерна от плевел, то есть понимать: что может, а что
объективно не может сделать конкретная региональная власть в данных условиях, и
судить об эффективности ее деятельности в рамках ее реальной компетенции.
Например, замедление экономического развития,
сокращение штатов, рост безработицы, уменьшение зарплат, увеличение цен и как
следствие падение уровня жизни большинства граждан – это на сегодня, к
сожалению, повальная общероссийская тенденция. Нет такого, чтобы некий отдельно
взятый регион беззаботно процветал на фоне обнищания остальных, это даже Москвы
или газово-нефтяных территорий касается. Однако процесс нивелирования
негативных последствий у всех действительно проходит по-разному. Что уже и впрямь
справедливо трактуется как баланс заслуг либо упущений определенной
региональной власти.
В подобном сравнительном контексте Нижегородская область
выглядит объективно неплохо. Причем это подтверждается не
только обилием беспристрастных цифр в свежем ежегодном отчете Валерия Шанцева,
но результатами многочисленных независимых исследований федерального уровня. Да
и объединенной реакцией представителей центральной власти, периодически
высказывающихся о состоянии дел в нашем регионе – тоже.
На мой взгляд, сильной стороной Шанцева
является последовательность и упорство в достижении поставленных задач. Поскольку
априори нельзя объять необъятное, Шанцев по-прежнему, не взирая ни на что,
сосредоточен в первую очередь на реализации глобальных проектов. Это особенно
заметно в плане масштабной модернизации инфраструктуры области, а также
системной работы по привлечению «долгоиграющих» инвестиций.
Создавать всерьез и надолго – вот так,
пожалуй, в двух словах можно охарактеризовать стиль деятельности нижегородского
губернатора. Действительно: праздничные даты отгремят, знаковые соревнования
пройдут, отчеты о выполнении верховных указов состоятся, и на смену им придут
иные тренды – а новые производства, мосты, эстакады, метростанции, аэропорты,
скоростные магистрали и прочие грандиозные объекты останутся как минимум на
десятилетия.
Другой разговор, что впечатляющие по масштабу
проекты не должны все-таки затмевать собой ежедневные насущные потребности
рядовых граждан, поскольку в глазах подавляющего большинства это отнюдь не
мелочь, мягко говоря.
Взять хотя бы медицину. Например, новый
перинатальный центр – это прекрасно. Но почему реорганизация целого ряда
больниц происходит зачастую вопреки здравому смыслу, и в результате нуждающихся
в экстренной медпомощи приходится транспортировать порой «за тридевять земель»
— с риском, что просто не довезут? Почему сокращение якобы лишних коек
оборачивается возлежанием тяжко больных на топчанах в коридоре, а «оптимизация»
финансирования лечения приводит к хронической нехватке необходимых лекарств? Почему
чиновники, рапортуя о «средней» зарплате по больницам, называют одни цифры, а в
зарплатных листочках врачей (не о начальстве речь) указаны совсем другие суммы,
в разы ниже?
Или взять проблему экологии, то есть по сути – проблему
элементарного выживания. В крупных областных городах, начиная
с Нижнего, зеленых насаждений и так в четыре раза ниже нормы, зачем же столь
упорно пытаться превратить именно парки и зеленые зоны в строительные площадки?
Почему бы не прислушаться, наконец, к голосу общественности и не признать
допущенные ранее ошибки? А запланированные стройки перенести на реальные
пустыри, или еще лучше – на территории ветхого и аварийного фонда с их
предварительным расселением?
Или озаботиться проблемой престарелых
граждан, достигших возраста 80 лет, за которыми отчего-то официально не имеют права
ухаживать их близкие родственники, поскольку они либо работают, либо на пенсии.
А потому для оформления несчастной тысячи рублей старикам приходится искать
каких-то незнакомых подростков или вообще безработных, с дальнейшими
непредсказуемыми последствиями. Понятно, что этот абсурд носит общефедеральный
характер, но на региональном уровне можно ведь внести свои местные коррективы?
В общем, проблем много, все не перечислишь. И
ясно, что в одночасье их решить элементарно невозможно. Но стремиться к этому
надо бы. По крайней мере, в идеале.