Страна без героев
Этой осенью Украина отмечает 25-летие своей независимости. Точнее сказать, не только осенью, а сrnавгуста и по декабрь. И действительно, когда итоги пройденного путиrnстоль наглядно печальны, надо либо что-то менять, либо уйти в долгоеrnпразднество – всё ж как-то полегче будет.
rnrn
По такому случаю высокорейтинговый украинский телеканал «112»rnорганизовал всенародное голосование за «самого выдающегося государственногоrnдеятеля Украины». Результаты были подведены 13 октября –rnнакануне праздника «Дня защитника отечества», который теперь украинцы отмечаютrnв день основания УПА (военное подразделение Организации украинскихrnнационалистов, созданное в 1942 г.). Основная интрига голосовалки заключалась вrn«соревновании» между князем Владимиром и Степаном Бандерой. В результате князьrnпобедил – за него проголосовало аж 42,6% участников, а за Бандеру 29,7%.rnСоревнование было настолько активным, что некие «активисты», как теперьrnназывают на Украине хулиганов, облили красной краской знаменитый памятник князюrnна Владимирской горке. А спустя несколько дней его ещё и свастикамиrnразрисовали – чтоб знал своё место, а то ж его и москали чтут.
rnrn
Впрочем, на самом деле можно сказать, что они оба победили. Святой Владимир и Степан Бандера – два главных исторических деятеляrnдля современной Украины, два важнейших символа. Так, получается, в наше времяrnвидит своё прошлое усреднённый украинец. И это вроде бы логично: один изrnних заложил древние христианские основы, другой символизирует государственнуюrnидеологию и борьбу за независимость.
rnrn
Только вот в реальности такого усреднённого украинца нет. И на самом деле все прекрасно понимают, что страна опять поделилась:rnза Бандеру голосовала Западная Украина и вся современная «патриотическаяrnобщественность», а за князя новгородского и киевского – та самая ныне молчащаяrnчасть страны, которая всё ещё не готова видеть своим героем таких людей какrnБандера или Шухевич. Именно для этой части населения православные корни,rnс которыми ассоциируется имя равноапостольного князя, имеют приоритетноеrnзначение перед корнями собственно украинскими.
rnrn
О Бандере на сайте телеканала довольно честно написано, чтоrn«его фигура настолько противоречива, что до сих пор западные и восточныеrnукраинцы не могут прийти к согласию в вопросе – Бандера это герой илиrnтеррорист». Указано, что он «один из главных идеологов иrnтеоретиков украинского националистического движения», и даже упомянуто, что воrnвремя Второй мировой войны, «пока Бандера сидел в тюрьме, бойцы ОУН и УПАrnпроводили этнические чистки на Волыни, которые вошли в историографию какrnВолынская трагедия». Для людей, которые сохраняют себя в общей ценностной канвеrnтрадиционной христианской культуры, такой человек в принципе не может бытьrnгероем. Сам акт признания его таковым – это своего рода переход на иныеrnморальные принципы, во многом прямо обратные старым.
rnrn
Показательно, что третье место с 15,3% занял БогданrnХмельницкий. Казалось бы, как «государственный деятельrnУкраины» он мог быть предпочтительнее и имеющего общерусское значение князяrnВладимира, и узко-националистического Бандеры. Будучи «соединителем Украины сrnРоссией», он и в современном украинском национализме имеет доброе имя какrnоснователь старой собственно украинской государственности. Однако не та сейчасrnповестка дня: не объединительных фигур ищут на Украине, а тех, кто болееrnвыражает раскалывающуюся и расходящуюся по регионам идентичность. Какrnпоказывают современные социологические исследования, доля «прозападных» иrn«провосточных» жителей, если считать по регионам страны, после Евромайданаrnпочти не изменилась, иным стало лишь телевещание и нормы политкорректности. Аrnэто значит, что историческая борьба за души украинцев между Крестителем Руси иrnлидером Организации украинских националистов будет идти и дальше.
rnrn
Опросы о национальных героях сейчас в моде, несмотря на то,rnчто нередко дают очень разные результаты. Украинское представительствоrnкомпании TNS в июле этого года также проводило исследование, кого украинцыrnсчитают самым выдающимся среди своих земляков. Замечу, что здесь речь шла неrnтолько о государственных деятелях, а значит, можно было упоминать и деятелейrnкультуры. Согласно полученным данным, на первом месте оказался ТарасrnШевченко, за которого проголосовали 30% респондентов, на втором месте – БогданrnХмельницкий, однако он получил уже всего 4% голосов, а на третьем СтепанrnБандера с 3%.
rnrn
Вообще, первое место такого символа украинской культуры какrnШевченко с 30% – это очень небольшой результат. Но ещё большеrnвпечатляют проценты, полученные остальными. Они мизерные. При этом 38%rnреспондентов вообще затруднились ответить, то есть наибольшая часть опрошенныхrnпросто не смогла привести ни одного имени выдающегося украинца. Не знают? Нет,rnконечно, просто не считают их действительно выдающимися. При этом ещё 20%rnкого-то всё же назвали, однако их имена не приводятся даже после целого спискаrn– слишком уж малые доли процентов они набрали. Но эти очень мало популярныеrnдеятели в сумме собрали каждый пятый голос! Получается, что абсолютноеrnбольшинство опрошенных либо признали, что выдающихся украинцев просто нет, либоrnназвали таковыми совсем уж малоизвестных людей, на статус национальных героевrnявно не претендующих.
rnrn
Выходит, выбрать оказалось в общем-то некого. Конечно, за этим можно увидеть печальные итоги развития культуры иrnгосударственности Украины – великих людей, которыми гордится нация, что-тоrnсовсем мало, или же о них обществу неизвестно. Но это в первую очередь провалrnнациональной идеологии. В конечном счёте, при большом желании раскрутить доrn«великого» можно много кого, и каждому гражданину Украины с детства в школеrnобъясняют, как много было «великих деятелей» украинской культуры и политики, аrnих портреты висят в ряд под потолком. Вот только получается, что народrnих так и не оценил, и великими на самом деле не признаёт.
rnrn
Сейчас вся страна вроде бы живёт переживаниями «российскойrnагрессии» и войны на Донбассе. Но обратите внимание: могут лиrnукраинцы назвать имена основных героев этой войны? Любой житель народныхrnреспублик, да и шире – любой патриотично настроенный человек в России может сrnходу назвать нескольких – воевавших с другой стороны, конечно. И не простоrn«что-то о нём слышал» – эти люди стали своего рода культовыми фигурами, дажеrnесли их старательно не упоминают по ТВ. А где герои с украинской стороны? Естьrnобщие понятия, такие как «наши киборги» (воевавшие в донецком аэропорту), «нашиrnдобровольцы» и т.п., но вот имён нет.
rnrn
Раскрутили было одну героиню – Надию Савченку. Правда, не столько за боевые заслуги, сколько за «страдания вrnроссийском плену». Но вот вернулась она, стала говорить – напрямик, то чтоrnдумает, и вдруг оказалось, что никакая она не героиня, а совсем наоборот –rnпредательница, подкупленная кровавым российским Тираном. Казалось бы, ничегоrnтакого страшного человек не сказал, в пользу России вообще ни полслова, ноrnуровень разочарования и гнева, даже ненависти к ней оказался огромным. Почему?rnДа потому что она тем самым лишила украинцев единственного героя войны. Он ужеrnвот-вот появлялся, уже всем понравился, россиянам оставалось лишь замучить егоrnв застенках, и символ готов. А так – опять никого.
rnrn
Казалось бы, странно. Войны всегда порождаютrnгероев, о которых говорит вся нация, на примере которых растят детей. А тут –rnнет и нет. Наверное, национальный герой – это нечто большее, чем простоrnраскрученный персонаж. Он своей судьбой должен выражать не просто патриотизм, аrnте нравственные ценности, которые дороги обществу и которые оно с помощью егоrnкульта старается сохранять и развивать. Выражать то, что общество сплачивает, аrnне разводит по политическим или региональным лагерям. То, в чём не надо убеждать,rnчто признаётся абсолютным большинством как общепонятное и бесспорное. И вотrnэтого-то Украине не хватает. Её национальная идеология не объединяетrnграждан, и не выражает культуру большинства.
rnrn
Украинство изначально мыслило себя как идеология революционная,rnидущая против устоявшихся норм и систем, и её деятели уже сто лет назадrnпоражали своей готовностью переступать через любые моральные преграды. Тогда это было вполне по-европейски – целый ряд крайне-правыхrnидеологов того времени настаивали на том, что национальный герой должен бытьrnаморален. Только вот у других народов эти идейные заскоки быстро прошли, а уrnукраинцев нет. Им сложнее – у них, в отличие от европейцев, другойrnнациональной идеологии просто нет, уйти к чему-то «нормально-патриотичному» наrnукраинской основе просто невозможно.
rnrn
В условиях нормативного господства революционногоrnправосознания нормой является абсолютная бескомпромиссность, а выражениемrnпатриотизма – беспредельная крайность, по сути – экстремизм в любомrnвысказывании и поступке. А этому «украинскому герою» оченьrnтрудно соответствовать. Уже первое заявление Савченки о том, что надо пойти наrnпрямые переговоры с донецкими, разрушило её образ героя. При такомrnнастрое героям появляться трудно, так как любой герой – это некая вершина,rnпланка, а тут беспредельность.
rnrn
И при этом украинство не оставляет места собственноrnукраинскому позитиву. По национальному мифу, есть абсолютноеrnзло – Россия, есть абсолютное добро – Европа, а Украина – это такое транзитноеrnсообщество, бегущее от зла к добру. А на беговой дорожке могут быть лидеры, ноrnне герои. Или же просто символы этого бега. Тот же Бандера – на самом делеrnбольшинству прославляющих его нет никакого дела до него самого, до его реальнойrnжизни и поступков. Общеизвестно, что его самого и его сторонниковrn(«бандеровцев») терпеть не могут москали, а именно это и нужно для символизацииrnбега от России. Культ Бандеры – это культ вражды к русским, а не культrnнационального героя. И именно поэтому он не может быть объединяющим дляrnнаселения Украины.
rnrn
Трудно чтить героев, когда твоё отношение сугубо негативное –rnты ищешь не героя «за», а героя «против». Но проблема в том,rnчто создать что-то прочное на такой основе невозможно. Можно признать праздникrnДУПА (День Украинской повстанческой армии) Днём защитника отечества, ноrnдействительно объединить в этот день свой народ невозможно. Можно лишьrnподдерживать боевой дух у активного меньшинства. А люди будут молчать, ноrnсмотреть равнодушно. А кто-то (и даже многие) – вспоминать обrnобщерусском князе Владимире.
rnrn
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.