Священные коровы нижегородского Версаля
Коровы священные и коровы просто
В 2014-му году целый ряд социальных выплат в Нижегородской
области усилиями областного правительства и Законодательного собрания
индексироваться не будет. Таким образом, власть хочет сэкономить в бюджете
почти миллиард рублей.
Иногда, конечно, у власти просто нет другого выхода, кроме как
залезть в карман к людям. Дело в том, что «залезание в карман» может быть
различным.
Это может быть и повышение тарифов, и повышение оплаты за
коммунальные услуги и так далее. Все это, на мой взгляд, действительно нужно
перекладывать на плечи собственников. Другое дело, власть должна объяснять,
почему она так делает. И плюс еще демонстрировать некие шаги, свидетельствующие
о справедливости: «Вот мы к вам в карман залезаем, но мы и сами от чего-то
отказываемся. Раньше я вот везде летал на самолете, а теперь сажусь на паровоз»
(условно говоря, конечно).
Это же правило должно действовать и в то время, когда
сокращаются какие-то социальные программы. Власти в этот момент следует
демонстрировать, что, мол, она озабочена: всем сейчас тяжело, поэтому мы вместе
с этим делаем и то. Что конкретно? Сокращаем содержание
чиновников, сам чиновничий аппарат, количество бюрократических структур и так
далее. И вследствие этого экономия на собственно социальных программах —
которые, конечно, сами по себе вещь очень затратная — состоится, но сократятся
эти программы не на миллиард, а на пару сотен миллионов рублей.
Экономить же вообще власти сегодня действительно приходится.
Следует признать: сокращение региональных бюджетов — совершенно объективная
вещь. Это не нижегородское явление, это явление общероссийское, и касается оно
прежде всего тех регионов, у которых нет своих ни нефти, ни газа, а есть в
основном машиностроение, переработка, есть отрасли с некоторой добавленной
стоимостью.
Другое дело, что есть и нижегородские особенности общего
явления. Если посмотреть на данные не Облкомстата, а Росстата, то можно
увидеть, что начиная с 2005-го года происходит рост доходов бюджета. Апологеты
нижегородского губернатора говорят о том, что это заслуга исключительно Валерия
Шанцева. Возможно. Но это ведь и заслуга, вообще говоря, того, что в стране
образовались большие деньги в связи с ростом нефтегазовых доходов. Рост
бюджетных доходов поэтому происходил во всех регионах и практически в
одинаковых пропорциях.
При этом следует обратить внимание, что темпы роста доходов
бюджета Нижегородской области были несколько выше, чем в других регионах. При
этом рост социальных расходов у нас был процентов на 15-20 выше, чем, например,
у соседей.
И вот это, наверное, уже точно влияние губернатора, который,
придя в регион, смотрел на все нижегородское, находясь еще в московских
представлениях о том, что можно и чего нельзя. И это была стратегическая ошибка,
связанная с тем, что предполагалось: наши бюджетные доходы всегда будут расти
такими же темпами, как в середине нулевых годов.
Оказывается, нет. Осенью 2008-го года кризис дал резкое
сокращение бюджетной доходности. Сейчас кризисные явления продолжаются — мы из
них и не выходили. Резкий рост социальных расходов — их и будут сейчас,
безусловно, сокращать — был особенностью Нижегородской области и сегодня
кажется неоправданным. Мы сейчас пожинаем плоды отсутствия соразмерности: рост
социальных расходов был сопряжен с не вполне верной оценкой динамики роста
доходов бюджета.
Социальные расходы нужно было начинать сокращать уже в 2009-м,
в первый год после кризиса. Но общая российская политика была таковой, что мы в
пример всей Европе и всей Америке, где кризис привел к сокращению доходов
граждан, сокращению рабочих мест, гордились тем, что социальные программы
выполняются у нас в полном объеме.
Уже не выполняются. В этом смысле Нижегородская область взяла,
пожалуй, слишком высокий темп роста расходов на социальные нужды. Мы пожинаем
сейчас плоды этого явления, что легко увидеть, анализируя официальные данные
Росстата.
Нижегородский Дворец: Замок Кафки и Версаль Людовика
Недостаток бюджетной политики Нижегородской области
заключается в следующем. В России бюджет пропорционально сокращается на 5% по
всем статьям, за исключением обороны. Наверное, этот же принцип должен быть
применен и по отношению к нашему региональному бюджету.
Такое пропорциональное сокращение бюджета играло бы две роли.
Первая: нужно учиться жить по доходам. Вторая — надо показать народу: «Народ!
Мы уже не можем платить по социальным программам как раньше, извини. Но мы и
сами себя урезаем».
Вот второй составляющей я как раз пока и не вижу.
При этом возникает вопрос: а какова роль наших местных
депутатов? Сейчас бы им самое время говорить о том, что они, мол, стоят на
страже интересов народа, что они — народные избранники… А вот нет. Одни лишь
коммунисты категорически возражают — и, может быть, представители «Справедливой
России» что-то скажут. А депутатский корпус от «Единой России», как ни странно,
выступает «за». То есть опять мы наблюдаем смычку между исполнительной и
законодательной властью.
Сегодня можно говорить о том, что в областном бюджете заложены
непомерно высокие расходы на содержание чиновничьего аппарата, непомерно
высокие расходы на содержание представительства Нижегородской области в Москве.
Можно говорить, что бюджет несет высокие траты на пиар и лояльную прессу, на
строительство различных объектов типа физкультурно-оздоровительных комплексов,
не говоря уже о супер-мега стадионах, и так далее.
Можно задаваться вопросом, не посокращать ли сначала другие
статьи, поискать в другом месте, а не в кошельке у граждан?
Тут, как бы меня кто-либо каким образом ни ругал, я все-таки
сторонник либеральных подходов. И в этом смысле я думаю, что надо искать везде
одновременно и если сокращать, то все сразу. Я считаю, что социальные расходы
не носили необходимого характера. Все-таки сейчас, когда заговорили о
секвестре, речь идет не о самых первостепенных социальных расходах. Хотя
миллиард, который собираются сэкономить таким образом, — это очень серьезная
сумма. Тем не менее, основные социальные статьи все равно остаются.
Да, надо, конечно, помнить, что были повышены тарифы на проезд
для пенсионеров, хотя общий размер стоимости проезда не изменился, — то есть,
наступление на социальную сферу идет уже давно. Но в этом случае проблема
другая, более конкретная: причина — в огромной дыре в бюджете
«Нижегородпассажиравтотранса».
Что же касается «священных коров» вроде расходов на содержание
аппарата и т. п., то, безусловно, у всякой власти они должны быть. Мы имеем
дело именно со «священными коровами», к которым трудно подступиться.
Но подступаться надо. Я бы, например, задумался о том, как
скорректировать программу строительства ФОКов. Я бы предложил некую программу
экономии за счет сокращения функциональности этих физкультурно-оздоровительных
комплексов — пусть даже это будет сопряжено с невыполнением каких-то
обязательств.
Никто ведь не задумывается, что все эти заведения, которые
кажутся сейчас необходимыми, впоследствии лягут бременем на баланс районов. А у
последних другая проблема: обещанная еще в 2007-м году самообеспеченность всех
районов области, которая должна была быть достигнута к 2010-му году, так и не
наступила. Эта задача не выполнена. Не исключено, что эта задача вообще не
может быть выполнена.
Но наш губернатор очень любит амбициозные цели. Это, с одной
стороны, характеризует его с положительной стороны. Но с другой стороны — это
же заставляет и сомневаться в том, насколько адекватно он оценивает
экономическую ситуацию и в стране, и в регионе.
К «священным коровам» относятся и представительские расходы.
Как-то, размышляя о нашей власти, я нашел аналогию к ней у Василия Ключевского,
который писал о «дворцовом государстве», сложившемся в России при Екатерине
Второй. Признаки Дворца мы наблюдаем и сейчас.
И этот Дворец, с одной стороны, — действительно типичный
кафкианский Замок. В том смысле, что никто не знает, какие процессы в нем
происходят. Никто не знает, каким образом там принимаются решения. При этом
Дворец-Замок окружен неким потусторонним величием — «далеко власть, далеко…».
С другой стороны, этот Дворец — самый настоящий Версаль, в
котором прекрасные кабинеты, машины, приемы. И вот это пора уже как-то
корректировать. Мы все-таки живем не во Франции времен Людовика XIV. Да, некая властецентричность нашей страны заставляет это
все выглядеть именно таким образом. Но все же надо быть скромнее.
И, опять-таки: кому, как не депутатам Законодательного
собрания, нужно задумываться об этом — и в части расходов на аппарат, и в части
расходов на представительские функции, и в части корректировки каких-то планов,
выдвинутых во времена, когда существовала видимость устойчивого роста доходов,
чего сейчас просто нет.
Фиги в кармане и прекрасные картинки власти
Тут надо обратить внимание на еще одну особенность нашей
власти — на умение, желание, огромную охотку говорить о достоинствах — и сразу
замолкать, как только речь заходит о проблемах. О нехватке средств, например. А
ведь об этом тоже нужно уметь говорить, и неумение — очень серьезный
недостаток.
Народ смотрит на все действия власти косо. И я уверен, что в
большинстве карманов складывается фига. Это традиционный русский протест — фига
в кармане. От этого никуда не денешься. И эта фига потом может вылиться во
что-то более определенное.
Не надо забывать, что на самом деле, потакая каким-то левым
настроениям, в том числе увеличивая социальные расходы, фактически режим
формирует негативную по отношению к себе среду. Вы дали денег? Спасибо вам.
Спасибо даже со временем говорить забывают: все принимают это как должное. А
когда приходится отнимать? Это ровно то же самое, как притча о занятых деньгах:
занимаешь ты чужие, а отдавать приходится свои. И здесь то же самое.
Ладони людей складываются в карманах в фиги. Смутный ропот
перерастает во вполне ощутимое недовольство народа властью. И тут нужно
вспомнить еще одну «священную корову» нашей власти с точки зрения расходов
областного бюджета — прессу.
О независимости средств массовой информации в нижегородском
регионе уже давно даже и говорить перестали. Как и о независимости прессы в
стране в целом. Независимость СМИ сохранилась только в интернете и еще в ряде
московских изданий. Вся нижегородская пресса выстроена во фрунт, она давно
перестала выполнять функцию информирования. Она давно перестала выполнять и
функцию выражения мнений и идей читателей, ибо читатели у нее одни — это сами
начальники.
То есть, мы говорим о потере базовых функций прессы. И стоит
ли тратить на нее деньги в таком объеме, как сейчас? Ответ заключается в том,
что власть рассматривает прессу как источник пропаганды. Жизнь становится все
хуже, и нужно поддерживать инструменты, которые рисовали бы дивные картины
инвестиционного бума в Нижегородской области, роста промышленности, прекрасных
изменений в сельском хозяйстве, давали бы портреты счастливых пенсионеров,
обрадованных мам и пап.
Все это, безусловно, объяснимо. Я не оспариваю достижения
Нижегородской области с 2005-го года. Но, вообще говоря, необходимо понимать,
что рано или поздно вся эта радужная картина может развеяться.