Так и будем жить
Честно говоря, меня не слишком интересуют фамилии и биографии управленцев, которые сегодня сменили старых руководителей в администрации Нижнего Новгорода и то, насколько они связаны с членами областного правительства.
Дело в том, что человек, попадая в какую-либо структуру, начинает действовать по тем принципам, по которым эта структура функционирует, и делать то, что от него требуется в той системе, куда он попал. Поэтому я бы вообще не обсуждал назначения и переназначения конкретных людей.
Если же говорить о том, в какую систему эти люди встраиваются, то они существуют в системе возрастающей централизации власти. Это общий тренд, в рамках которого развиваются все политические процессы в нашей стране и который пронизывает все уровни.
Губернаторы фактически назначаются президентом. Да, их могут утверждать или избирать, но фактически решение о назначении принимается президентом. Мэры тоже практически везде назначаются. Выборы еще кое-где сохранились, но заметна тенденция к тому, чтобы решение о фигуре главы муниципалитета не принималось жителями, а спускалось сверху.
И в рамках этой тенденции уже не важно, какой именно человек приходит для реализации тех или иных функций.
Если наша областная власть дается нам сверху, причем, во многих регионах губернаторы не местные, а присланные, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кстати, и положительными, и отрицательными.
Если руководитель региона не родился и не вырос здесь, не бегал мальчишкой по этим улицам, у него иное отношение к территории, которой он руководит. С другой стороны, он не связан обязательствами перед местными элитами.
Мы видим и вечную проблему несовпадения интересов разных уровней, в том числе и при распределении бюджетных средств. Как разрешается этот вечный конфликт – путем подавления и сопротивления или через нахождение компромисса? Вертикаль власти не располагает к поиску компромисса и баланса интересов. И это может реально снизить эффективность принимаемых решений при расстановке приоритетов, при решении вопросов о том, куда направлять средства.
Но, безусловно, иногда централизм, даже авторитаризм может быть целесообразным, это во многих случаях упрощает преодоление противоречий, как в случае с недавно принятым решением о продлении Нижегородского метрополитена до площади Сенной – были и другие варианты. Городу этот отрезок метро действительно нужен в первую очередь.
А то, что городские власти все больше и больше подчиняются региональным, это характерно не только для Нижегородской области, это общий тренд, который помогает устранять противоречия.
Мы помним, как несколько лет назад у нас эти два уровня власти конфликтовали. Это не афишировалось, но все понимали, что идет борьба, перетягивание каната. Большой пользы в этом для региона не было.
С другой стороны, конкуренция ветвей власти ведет и к каким-то позитивным последствиям, которые сегодня практически исключены. Конкуренции нет, есть жесткая вертикаль. Так и будем жить. Так и будем развиваться, получив определенные плюсы и определенные минусы. Что будет перевешивать, определяется скорей не системой, а профессионализмом тех, кто принимает решения.
Хорошо, если люди руководствуются не личными факторами – кто кому должен, кто кого назначил, кто перед кем обязан, – а объективными интересами региона, соотношением издержек и выгод, когда из проектов выбираются те, которые в экономическом и социальном плане наиболее целесообразны. К сожалению, так бывает не всегда, и проекты выбираются порою по политическим соображениям.
Поэтому я воздержусь от оценок персоналий чиновников, назначенных руководить строительной сферой Нижнего Новгорода. Все происходит в рамках общего тренда.