У области есть шансы выйти на новый уровень
В 2005 году многое изменилось в нижегородской политической жизни. В области появились новый губернатор и новый полпред. Прошли выборы в органы местного самоуправления. Расстановка политических сил в области в целом изменилась. В интервью «АПН-Нижний Новгород» спикер Законодательного Собрания, лидер партии «Единая Россия» в Нижегородской области Евгений Люлин подводит итоги уходящего года:
Какие события Вы бы отметили как главные политические события 2005 года?
Все политики называют главным политическим событием года смену правительства Нижегородской области, смену губернатора. Здесь не получится быть оригинальным, поскольку я, безусловно, тоже так считаю – по одной простой причине: область не может жить так, как она жила в предыдущие годы.
Регион, который имеет такой потенциал, должен развиваться совершенно по-другому – более активно, более интенсивно. Но для того, чтобы он развивался, прежде всего, нужны эффективный губернатор и эффективное правительство.
Было понятно, что команду губернатора необходимо менять, иначе ситуация в области останется прежней. И все получилось. Процесс был трудным, для многих это казалось невозможным на разных этапах, но, тем не менее, замена произошла, и мы сегодня имеем мощную, сильную исполнительную власть. Это говорит о том, что у Нижегородской области есть реальный шанс выйти на новый, достойный уровень развития.
То есть Вы положительно оцениваете назначение Шанцева на пост губернатора Нижегородской области?
Без сомнения.
Можно ли уже сейчас говорить о каких-то действиях нового губернатора, о принятых им знаковых решениях, которые изменят ситуацию в области?
Если несколько месяцев назад я и многие другие, зная Шанцева по его прежней работе, говорили, что будет новый импульс, будет развитие, то сегодня можно с уверенностью сказать, что сказанные тогда о нем слова — не просто авансы.
Результаты его работы, в разы более интенсивной и эффективной, чем работа прежнего губернатора, не могут быть заметны через месяц-два.
Существует целый ряд серьезных программ, направленных на привлечение дополнительных инвестиций, появление необходимых изменений в законодательстве, на создание условий для развития экономики. Это и принцип «одного окна», о котором говорил губернатор (и сейчас это законодательно закрепляется), это создание инвестиционного совета, который бы принимал решения быстро и грамотно и помогал, а не мешал любому инвестору внести вклад в развитие области, создавать новые производства, заниматься модернизацией существующих производств. Это очень важно.
Все, что мы можем изменить и улучшить – мы можем сделать только за счет собственного труда, за счет более активной работы, за счет более развитой экономики. Никто нам ничего не принесет просто так и никто не будет финансировать нашу область.
Почему мы так много говорим об инвестициях, инновациях, развитии производства, новых технологиях? Просто это выражается в строительстве дорог, жилья, создании новых рабочих мест. Другого пути просто не существует.
Сегодня уже стартуют программы, разработанные правительством, по целому ряду направлений, необходимых для развития экономики.
Безусловно, в 2006 году мы уже будем наблюдать результаты. Мы не сможем решить все проблемы сразу, но в том, что мы уже будем видеть конкретные результаты работы, у меня никаких сомнений нет. Поэтому назначение нового губернатора — действительно главное политическое событие года.
Какие еще изменения ждут Нижегородскую область в 2006 году? С чем они будут связаны?
Сегодня в регионе есть все необходимые условия для успешного развития. И важнейшее из них – конструктивные отношения между всеми ветвями власти, которые в Нижегородской области уже сложились.
Завершатся выборы в Заксобрание, и в ближайшие пять лет (за исключением федеральных выборов), слава богу, в Нижегородской области не будет проходить смены власти. Будем просто работать. Каждый орган власти – муниципальный, региональный, исполнительный, законодательный – просто должны будут, грамотно, эффективно взаимодействуя друг с другом, создавать условия для развития региона.
Законодательное Собрание должно продолжить работу по совершенствованию законодательства, исполнительная власть – по разработке и реализации конкретных программ, управленческих решений, муниципальная власть будет заниматься тем, чем она должна заниматься – жизнеобеспечением людей, созданием условий для нормальной жизни. Только тогда мы получим новое качество жизни в области.
Конечно, очень важным событием станут выборы в Законодательное Собрание, которые будут проходить по новой системе. Состав ЗС будет достаточно разнородным, в нем будут представлены разные партии.
Я считаю, что 4-5 партий имеют возможность создать фракции в Законодательном собрании. Это, с одной стороны, усложняет работу. С другой стороны, повышается качество работы по принятию конкретных законов. Все точки зрения должны выслушиваться, все точки зрения должны иметь право на обсуждение.
Достаточно разношерстный состав Заксобрания, который можно предугадать, очевиден. Но хотелось бы, конечно, чтобы люди, которые войдут в состав ЗС, были людьми профессиональными и чистоплотными. Не секрет, что во власть идут с разными целями. Кому-то это нужно для самореализации, кому-то – чтобы решить свои, одному ему понятные вопросы и проблемы.
Даже не столько важно, к какой конкретной политической партии принадлежит депутат. Не столько важно для каждой партии бороться за свое максимальное представительство (а партии ставят перед собой такую цель, и это правильно), сколько бороться за качество людей, какую бы партию они ни представляли. Чистоплотные, профессиональные люди – вот, мне кажется, два критерия, по которым нужно выбирать депутатов.
Я уже говорил, что меня вполне устраивает нынешнее Законодательное Собрание, я уважаю его и горжусь его работой. Но жизнь идет вперед, и качество работы должно расти.
Законодательное Собрание намерено одновременно быть независимым от исполнительной власти и сотрудничать с ней?
Оно обязано таким быть. Настоящее Законодательное Собрание должно иметь право полноценного голоса. Оно ни в коем случае не должно иметь желания постоянно кому-то что-то доказывать. Не нужно никому ничего доказывать. Не нужно ничего делать специально. Можно спорить, дискутировать по содержанию.
Конечно, приоритет в развитии, в принятии управленческих решений принадлежит правительству и губернатору. Это правильно. Им надо помогать. Но по содержанию каждого документа можно и нужно спорить, нужно доказывать. На самом деле это не так сложно – сохранить и самостоятельность, и конструктивность. Просто нужно этого хотеть и брать на себя ответственность.
Я думаю, что сегодня это уже есть. У нас есть взаимопонимание с правительством, и в то же время у нас идут серьезные дискуссии, когда это необходимо. Мы спорим, доказываем, но это конструктивные споры, они только идут на пользу.
Если нет оппозиции, если есть только одно мнение и никаких других мнений нет, то это плохо. Одно мнение может быть и правильным. Но оппозиция всегда «кусает» за самые слабые, самые незащищенные места. И это хорошо, потому что заставляет не просто увидеть большую цель, но и посмотреть на детали, которые иногда не замечаешь. На пути к этой цели можно понести потери и создать определенные проблемы – принести неудобства людям, повредить экономике – то есть детали тоже надо учитывать. Поэтому между ветвями власти должен быть конструктивный, равноправный диалог.
Беседовала Нина Девяткина