Управление регионом выстраивается по определенной системе координат
Основной итог 2018 года в политике, задающий тренд на ближайшие пять лет это, конечно, завершившееся на 99,9 процента формирование команды губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Наверняка в течение ближайшего года-двух будут еще какие-то кадровые решения, связанные с изменением обстановки. Но мне думается, что больших сенсаций уже ждать не стоит, на ключевые позиции люди расставлены.
При этом политика губернатора, как мне видится, заточена на воплощение стратегии развития региона до 2035 года. Это же касается правительства Нижегородской области и глав местного самоуправления ключевых городов региона – Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Балахна и так далее. Кто нуждался в замене, был заменен, остальные сохранили рабочие места и будут встроены в формирующуюся систему управления регионом.
Мне нравится, что управление выстраивается не по наитию, не «как сердце захочет», а по определенной системе показателей, маячков, по которым будет идти работа. Это касается и региона, и Нижнего Новгорода. Есть определенная система координат, есть то, что принято называть модным словом KPI – в хорошем смысле деловой бизнес-подход. Это не значит, что все направлено на получение прибыли. Это значит, что управление, кадровая и финансовая политика заточены на максимальную эффективность. Получится это или не получится – другой разговор. В течение 2019-2020-х годов мы увидим, насколько удалось выстроить эту систему, насколько она позволяет управлять теми процессами, которые происходят в регионе.
Если говорить про экономику, то в Нижнем Новгороде ключевым является инициированный Владимиром Пановым поворот администрации города лицом к предпринимателям. Это регулярные встречи – и не просто, чтобы поговорить, по итогам этих разговоров делаются определенные организационные выводы, принимаются определенные решения. Это и Совет предпринимательства, это и министерство развития предпринимательства, которое будет запущено в 2019 году.
Самое главное – погашена кредиторская задолженность бюджета Нижнего Новгорода перед предпринимателями по выполнению муниципального заказа. Эта тема длится уже не первый год и, наконец-то к лету 2018 года последние триста миллионов рублей были выплачены.
Это не может не радовать по той простой причине, что развитие предпринимательства, кроме того, что оно повышает качество жизни горожан, еще и улучшает социально-экономическую обстановку – становится больше рабочих мест, в казну поступает больше налогов, повышается платежеспособность населения, что повышает спрос и так далее.
Еще один из позитивных моментов – несвершившаяся кара «Группы ГАЗ» о стороны Минфина и правительства Соединенных Штатов Америки. В октябре-ноябре было очень много разговоров о том, что вот-вот грядут новые санкции, обвалится рынок ГАЗа, уйдут контрагенты, поставляющие комплектующие, «Фольксваген» закроет свое производство… – в общем, апокалипсис в полный рост.
Этого не случилось, к счастью – ведь ГАЗ по-прежнему является одним из ведущих производств Нижегородской области, если не страны в целом, на нем заняты десятки тысяч человек. И ГАЗ это не только Горьковский автозавод, это еще и Павлово, и поставщики, десятки тысяч человек, зависящих от регулярной работы производства.
У ГАЗа хорошие перспективы, он по-прежнему удерживает лидерство в сфере легких коммерческих грузовиков (LCV), под него заточена государственная программа «Школьный автобус» и так далее.
Нижегородская промышленность чувствует себя в общем и целом неплохо, хорошие финансовые показатели, низкая безработица, низкая текучесть кадров – все это не может не радовать.
Может быть, в 2018 году в Нижегородской области стало несколько меньше крупных инфраструктурных проектов, но, когда в близком горизонте есть чемпионат мира, к которому, хочешь - не хочешь, нужно построить определенное количество крупных объектов и пустить дорожные развязки. Когда мероприятий такого масштаба нет, можно вести регулярную работу.
Что не порадовало? Я уже говорил о странном решении по будущему Стрелки, в частности, по ледовому дворцу, который возник из ниоткуда и ситуация до сих пор остается непроработанной.
И как-то все затихло вокруг зоопарка «Мишутка» в парке «Швейцария». Не понятно – нашли инвестора или нет, будут животных переводить в «Лимпомо» или нет. Вопрос ведь не только в том, будут ли люди ходить в зоопарк. Речь идет о деятельности хозяйствующего субъекта, которая так или иначе отражается, например, на транспортных потоках: есть зоопарк – к нему приезжают целыми семьями, нет зоопарка – не приезжают. И так далее.
Но глобальных минусов в 2018 году, на мой взгляд, не было. Два-три недочета к названному еще можно добавить, но в целом ситуация видится гораздо лучше среднероссийской.
В 2019 году потихонечку будет наступать пора перевода нижегородской промышленности в форматы 3.0 и 4.0. Это новый технологический уклад, который должен соответствовать вызовам времени, и потенциал для этого есть. Мне кажется, что будет развитие.
Несмотря на то, что общеэкономическая ситуация в России скорее ближе к рецессии, чем к росту, думаю, нижегородские предприниматели и промышленники найдут какие-то внутренние резервы если не для безудержного роста, то хотя бы для удержания позиций, достигнутых в 2018 году с приростом на один-два процента. Это, конечно, мало, но, что называется, не до жиру, быть бы живу.
Будут открываться новые производства, может быть, не гигантские, на десятки тысяч человек, но хотя бы на 20, 30, 100 человек – но таких откроется, скажем, десяток.
Хочется увидеть, как будет работать модельный бюджет 2019 года, то есть, взаимоотношение регионального уровня с муниципальным – насколько эта схема работоспособна, насколько она мотивирует муниципалитеты не сидеть и ждать подачек с регионального уровня, а самостоятельно находить точки роста, привлекать инвестиции и так далее.
Хотелось бы и большего порядка и в организации работы общественного транспорта Нижнего Новгорода. Пока еще схема не устоялась, одни маршрутки закрываются, другие открываются. Задача не в том, чтобы бороться с частниками. Бороться нужно за обслуживание пассажиров – чтобы люди не ждали полтора часа на остановках. Если это может обеспечить частник – пусть обеспечит частник. Если может обеспечить муниципальный транспорт – я буду только рад, благо 100 новых автобусов по лизингу поступило.
То есть, в отношении 2019 года у меня есть сдержанный оптимизм.