Услуга «передышки»
Павел Миков,
председатель Координационного Совета Уполномоченных по правам ребенка
в ПФО, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:
Межрегиональный
семинар-совещание по взаимодействию НКО и органов госвласти в целях
расширения участия некоммерческих организаций в оказании социальных
услуг семье и детям показал, что, к сожалению, пока во всех субъектах
Приволжского федерального округа в большей степени распространены
практики грантовой поддержки социально ориентированных проектов
некоммерческих организаций. Во всех регионах округа, в том числе в
Нижегородской области, имеется более чем десятилетняя практика
взаимодействия государства и некоммерческих организаций для
осуществления поддержки с помощью этого инструмента.
Вместе с тем, как
показали выступления представителей НКО из Нижегородской области,
Пермского края, Самарской области, практика размещения в
негосударственных организациях муниципального или государственного
заказа на оказание тех или иных услуг пока редко встречается, хотя
такой опыт, в том числе и в Нижегородской области, есть.
В частности, нам был
представлен опыт Нижегородского областного общественного
благотворительного фонда помощи детям-сиротам города Кстово. В
прошлом году администрация этого города с целью оказания услуг
семьям, воспитывающим детей-инвалидов, разместила муниципальный заказ
с финансированием в один миллион рублей на организацию лекотеки и
создание специальных условий для таких семей. Все условия были
созданы, организация начала оказывать услуги семьям, воспитывающим
детей-инвалидов. И жители Кстово получили такую услугу, которая в
Национальной стратегии действий в интересах детей обозначена как
услуга «передышки». Родители имеют возможность привести
ребенка-инвалида в специализированную организацию, в данном случае
некоммерческую, где с ним будут работать специалисты по реабилитации
и развитию – психологи, дефектологи, специалисты лечебной
физкультуры. А родители в это время имеют возможность решить какие-то
бытовые, домашние проблемы. Это уже имеющийся опыт.
Вместе с тем, мы
увидели, что в Нижегородской области сегодня есть уже целый ряд
общественных организаций, которые вполне профессионально могут
выполнять государственный или муниципальный заказ по предоставлению
тех или иных услуг.
Например, был
представлен опыт организации «Перспектива», которая
занимается реабилитацией слепых и слабовидящих детей. На протяжении
нескольких лет она осуществляет по уникальной технологии подготовку к
независимому проживанию тотально слепых детей в квартире, в обществе.
Эта технология уникальна, но для продолжения этой работы сотрудники
организации вынуждены каждый год писать новый проект для того, чтобы
получить финансирование. Между тем, эта деятельность вполне
вписывается в понятие «оказание государственной услуги по
реабилитации ребенка с инвалидностью».
Также мы познакомились
с опытом еще одной нижегородской организации, которая занимается
предотвращением отказа от детей-инвалидов. Сегодня это очень
серьезная проблема, связанная с работой по предупреждению социального
сиротства, ранней его профилактике. Есть конкретные технологии,
которые уже не вписываются в рамки проектов. Это, по сути дела,
функционирование организаций и реальное предоставление услуги,
которая может быть описана и стандартизирована и под которую можно
получать государственный заказ для некоммерческой организации.
То есть, перспективы
есть. И самый главный итог двухдневного семинара-совещания –
тот, что сами общественники Нижегородской области создали рабочую
группу по разработке нормативных актов, по разработке перспектив по
размещению в некоммерческих организациях государственного и
муниципального заказа по оказанию социальных услуг семье и детям. И
думаю, что Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области
Надежда Отделкина в ближайшее время действительно соберет такую
рабочую группу с участием ведомств, которые могут в рамках своих
полномочий размещать разные виды услуг в некоммерческих организациях.
Это, прежде всего, министерство социальной политики Нижегородской
области, это министерство образования (и даже министерство спорта,
потому что некоммерческие организации готовы сегодня оказывать и
такие услуги). По крайней мере, в пилотном режиме по отдельным
организациям сегодня вполне можно разработать механизмы такого
сотрудничества за оставшиеся полгода. А с первого января 2014 года
такого рода услуги можно уже в рабочем режиме размещать в качестве
государственного и муниципального заказа.
Тем более, что
необходимость этого сегодня неоднозначно дал понять президент России
Владимир Путин в своем бюджетном послании правительству и
Федеральному Собранию РФ, где предложил максимально разгосударствить
те услуги, которые могут быть оказаны институтами гражданского
общества. Они для этого уже действительно созрели, многие имеют
богатейший опыт. Главное, чтобы министерства и ведомства не боялись
идти по этому пути и видели в некоммерческих организациях реальных
партнеров, которые помогают решать реальные задачи в сфере
государственной политики.