В процессе скоропалительного принятия закона игнорируется мнение избирателя
Мы с вами понимаем, что
морального права не имеет законодатель такие серьезные, ответственные и
масштабные реформы проводить в течение 10 дней. Сегодняшний круглый стол, если
его так можно назвать, не является ни публичными слушаниями, ни любой другой
установленной законодательством формой опроса жителей населенных пунктов. Не
только Нижнего Новгорода – всех населенных пунктов Нижегородской области,
которые так или иначе будут участвовать в этой реформе. То есть мы по сути
мнение нашего с вами избирателя не просто игнорируем — мы его в этом процессе
обнуляем.
Не первый раз нам приходится это делать. Мы, например,
принимали последние изменения в устав по инициативе Законодательного собрания
буквально полгода назад. Какие такие фундаментальные политические сдвиги
произошли за эти полгода мне как главе города, как главе столицы субъекта
абсолютно неизвестны. Отсюда абсолютно очевидны какие-то сиюминутные мотивы для
столь скоропалительного принятия этого закона.
Совершенна или несовершенна
существующая сегодня двуглавая система? Наверное, как и любая друга
несовершенна и как любая другая абсолютно не исключает наличие или отсутствие
политических конфликтов, как, впрочем, и та система, которая на сегодняшний
день предлагается.
Мы все знаем из истории
Нижегородской области, что у нас и всенародно избранные губернаторы не
дружились с всенародно избранными мэрами, всенародно избранные мэры не
дружились с назначенными президентами губернаторами (или наоборот скорее),
всенародно избранные губернаторы не ладили с председателями законодательных
собраний. Количество конфликтов только на самом высшем эшелоне на самом деле
пальцев на руках не хватит пересчитать. И никакая система от этих конфликтов, я
вас уверяю, не страхует. При этом мы должны понимать, что какое-то спокойствие,
которое мы хотим дать нашим избирателям, не наступит.
Стабильности этот законопроект
не добавит по одной простой причине. Принимая этот закон сейчас, в течение 10
дней, вы не даете органам местного самоуправления по закону привести свои
уставы в соответствие. А федеральный закон гласит, что глава города избирается
на основании закона области и устава города. И что мы с вами получаем при очень
простом моделировании? Мы получаем, что вступивший в действие закон не дает
возможность выбрать главу МСУ в течение четырех месяцев, потому что три месяца,
по федеральному закону, вносятся изменения в устав; потом по вашему же закону
нужно 20 дней на то, чтобы опубликовать «правила игры», и какое-то время нужно
для того, чтобы эти «правила игры» материализовать в выбранного главу. Минимум
4 месяца! То есть мы автоматически выезжаем с вами за новый год. А в это время
предыдущий глава спокойно уходит в отставку. По уставу его заместители теряют
свои полномочия в день избрания новой думы. И получается у нас на примере
города Нижнего Новгорода, что он остается неуправляемым, потому что единственный
человек, который имеет право подписи под нормативно-правовыми документами,
включая публичные слушания по бюджету, который надо принимать осенью 2015 года,
это глава города. Даже заместители не обладают такими полномочиями, к
сожалению. Это факт. Какими хитростями и мудростями мы собираемся его обходить,
я не знаю.
Второй момент. Мы говорим о
стабильности, которую мы подарим районам области. Но пусть каждый район
определит сам, какого рода стабильность ему нужна. Мы пришли к тому, чтобы
губернатора избирать всенародно (условно), что уж мы не можем в Арзамасе,
Кстове, Дзержинске, Семенове и еще где-то выбрать главу? Чего мы боимся? Тогда
любые ошибки, совершенные главой, будут приниматься как ошибки человека,
которого выбрали люди. Хотя я тоже не сторонник этой системы до тех пор, пока
на федеральном и областном уровнях не будет выработан четкий механизм, который
позволяет проштрафившегося главу независимо от того, кем он выбран, уволить с
работы быстро, четко и лаконично. Необязательно для этого должна существовать
уголовная статья. Человек может просто не уметь убирать город в зимний период (да
и в летний тоже), может не уметь многих вещей, которые важны для жизни жителей
того муниципалитета, где он является высшим должностным лицом. Сегодня двуглавая
модель, если рассматривать из трех вариантов, находится посередине. На первое
место я бы поставил всенародные выборы мэра, на второе место по эффективности –
двуглавую модель по одной простой причине — что любого главу можно убрать очень
быстро.
А что дает система, которую
предлагают разработчики? Взявшийся из ниоткуда человек, который является высшим
должностным лицом и еще главой администрации в одном лице, которого по сути
невозможно будет ни наказать, ни отправить в отставку в течение нескольких лет.
И этим самым действительно делаем систему абсолютно разбалансированной. То, что
написано разработчиком в пояснительной записке, что мы скопировали чей-то
удачный опыт, я ни одного опыта – ни удачного, ни неудачного – на территории
России не видел и не слышал. Их просто не существует в природе. Видимо,
разработчик ошибся. С точки зрения экономии бюджетных средств тоже ошибка.
Потому что и глава города, и председатель думы работают на освобожденной
основе. И тот и другой в двуглавой системе, в одноглавой будут получать
зарплату. Отличаться она ничем не будет. Служебная машина положена как главе
города, так и председателю думы. В этой части каких-то раздутых штатов,
аппаратов главы города не было никогда. Поэтому и этих задач этот закон не
выполняет.
Возникает вопрос: что мы
делаем? Зачем в такой спешке, в такой скомканности? Это некий такой
политический привет за то, что любимого
ученика наказали где-то? Либо за то, что не дали приватизировать крупнейшие предприятия
города с оборотом в 14-16 млрд рублей? И пять лет назад такие предложения
поступали – отказались. Спустя пять лет опять дежа-вю на одну и ту же тему.
Поэтому я считаю: на сегодняшний день данное решение совершенно скороспелое,
преждевременное. Это не означает, что мы эту тему должны забыть. Мы должны ее в
нормальном рабочем режиме обсуждать, советоваться с людьми. Необходимо собрать
не вот этот круглый стол, где собрались в основном профессиональные политики –
давайте соберем еще общественные организации. Давайте соберем людей –
нормальных людей, наших избирателей. Давайте по этому закону проведем
общественные слушания в каждом муниципалитете, на который его собираются
распространять. А сегодня мы не делаем ничего из этого.