Важно быть первым
Как грамотно заработать, как правильно продать свои товары и услуги? Ответ простой. Самое главное сейчас для бизнес-компаний любого уровня, это использовать наступательную стратегию. То есть, не дожидаться, пока конкуренты что-либо придумают, обкатают, опробуют, получат результаты – и только потом начинать внедрять это у себя.
Важно быть первым. Придумать новые механизмы, дополнительные нюансы, сервисы, позволяющие отстраиваться от конкурентов, потому что сейчас все жалуются на невысокий спрос при большом количестве предложений. Хотите быть первым – надо выбирать наступательную стратегию.
Чем привлечь покупателя? Любая существующая на рынке компания в той или иной степени имеет определенное уникальное отличие, за которое клиент готов доплачивать разницу в стоимости. Но, как ни удивительно, сами компании порой об этом не знают. Отдел продаж выпускает товар – и при этом не знает об отличиях! Или знает о небольшой их части, и когда доносят эту часть до клиента, тот не готов платить за разницу.
Когда начинаешь с ними работать, погружаешься внутрь, заходишь на все площадки – в маркетинг, в финансы, в бухгалтерию, в снабжение, в производство (если это производство) – и вместе с ними начинаешь искать конкурентные преимущества, которых обнаруживается огромное количество. Потом выстраиваются цепочки аргументов, и тогда уже удается достичь большей разницы в стоимости.
Для стартаперов подойдут любые ниши, позволяющие человеку ускорять любые процессы. Сейчас тренд – это время, поэтому люди готовы платить за время. Любой бизнес, который решает проблему со временем, автоматически выигрывает.
Вторая ниша – все, что связано с автоматизацией, позволяющей сокращать операционные расходы. Неважно, что это – энергетика, складская логистика или что-то другое.
Третья ниша – все, что связано с IT. Что может быть автоматизировано с помощью IT, должно быть автоматизировано этим путем. Сюда тоже имеет смысл заходить – спрос большой, а игроков не хватает.
Нужны ли деньги для стартапа? Думаю, да. Вопрос в размере. Чем больше мозгов, тем меньше нужно денег. Меньше мозгов – нужно больше денег.
Много ли барьеров для бизнеса в России? Я восемь лет работаю консультантом по внедрению изменений, и основная моя задача – корректировать бизнес-процессы в продажах уже действующих компаний, чтобы не только увеличивать объемы продаж, но и наценку. Другими словами, продавать дорого и много.
У нас были кризисы 2009-го года, 2014-го, сейчас кто-то говорит о кризисе… Я могу сказать с уверенностью, что никаких внешних факторов в России, мешающих компании развиваться и достигать больших высот, не существует.
Что касается особенностей Нижнего Новгорода, то здесь люди с настороженностью относятся к новшествам. Допустим, вырабатываем мы решение, что в сервис нужно добавить такую-то фишку, и эта фишка стоит некоторых инвестиций, пусть даже и небольших – сто тысяч, пятьдесят, не важно сколько. И что приходится слышать? «А какая гарантия?» «А кто это уже внедрял, где?». Я говорю: «Никто нигде не внедрял, гарантии, само собой, нет. Но чисто логически вроде как должно сработать». «Ой, нет. Давайте, будем ждать». То есть, присутствует реактивность. А нужна проактивность – работа на опережение, когда ты не дожидаешься негативной ситуации.
Однако динамика изменений существует, и все больше и больше компаний появляется, которые начинают бежать. Правда, когда начинаешь разбираться, почему они начинают бежать, оказывается, потому что кто-то их уже поддавливает сзади. И вот такая реактивность – это очень плохо для развития бизнеса.