Власть должна относиться к представителям PR-сообщества как к партнерам
«АПН — Нижний Новгород» представляет вниманию читателей фрагмент стенограммы очередного заседания Нижегородского эксперт-клуба, прошедшего 23 июня в конференц-зале агентства Биржа плюс и посвященного теме «Нижегородское PR-сообщество: роль и место в организации системы региональных коммуникаций (политика, управление, бизнес)».
Алексей Лихачев, заместитель председателя комитета ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму:
Главная тема, которую мы вольно или невольно всегда затрагиваем, говоря об информационном пространстве и о PR, — это тема общественного сознания. Очень сложная, противоречивая, многоуровневая тема. Если говорить о роли PR-сообщества, то оно, конечно, крайне далеко от формирования общественного мнения и общественного сознания.
Приведу два примера: информационное пространство образца начала 80-х и конца 90-х. В начале 80-х была крайне нудная программа «Время»: можно включать телевизор и идти курить на балкон, потому что будут 40 минут читать доклад Леонида Ильича, будет тоска зеленая, будут, в лучшем случае, разрешенные новости. То есть собственно информационного пространства не существовало.
Конец 90-х: для меня ярким примером стала рекламная кампания, когда, маскируясь под новости, актеры говорили: «завтра будет сделано серьезное сообщение», «ждите сообщение» — на федеральном уровне, по всем каналам. Люди пили валерьянку, хватались за сердце, созванивались, выясняли, что вообще будет, может быть, деньги отменят. Выяснилось, что это просто рекламная акция то ли каких-то прокладок, то ли еще чего-то.
Вот два противовеса, в которых мы уже пожили, и не хочется ни того, ни другого. Понятно, что за теми пустыми картинками 80-х скрывалось одно действие власти, за картинками 90-х, вроде бы, содержательными, вроде бы, яркими, скрывалось другое действие власти. На самом деле ни то, ни другое действие власти к интересам народа отношения не имело. Вот главный вывод из тех болезней, которыми мы переболели.
Теперь спущусь на этаж ниже. Необходимо сказать два слова о РАСО. В ноябре будет проведен первый форум (или съезд – это уж как мы с вами его назовем) приволжских пиарщиков, который сможет определить, какова будет структура управления Приволжского отделения РАСО.
Для меня предложение создать его — приятное предложение моих московских коллег, сделавшее мне честь. Мне интересна эта работа, и мне кажется, что власть должна не просто разговаривать с операторами информационного пространства, не просто ставить им задачи. Вообще власть должна к этому пространству и к этой категории людей относиться как к своим партнерам.
А к партнеру относятся честно, партнеру показывают свои проблемы и говорят о задачах, которые нужно решать, с партнером дискутируют и о проблемах партнера, предлагая и совместно вырабатывая пути решения и его проблем. Мне очень хочется, чтобы наша ассоциация, наше Приволжское объединение специалистов по связям с общественностью стало партнером власти и могло как отстаивать свои интересы в этой власти, так и власть подвигать не только, грубо говоря, к финансово-экономическому взаимодействию, но и к дискуссии, к диалогу, к дебатам.
Во второй половине 90-х в Нижегородской области в течение 6 лет каждые полгода были выборы, я помню этот график – начиная с муниципальных и кончая областными, в один год было даже три избирательные кампании. Пиарщики были задействованы по полной программе, имели возможность вести какие-то группы, блоки, когда не было партий как таковых, по 2 – по 3 кандидата, да еще входить в команды кандидатов в мэры, губернаторы и т.д. и т.п. Поэтому проблема финансирования рынка была решена полностью.
Мы понимаем, что такого выборного нон-стопа в ближайшее время не предвидится. Поэтому мы должны найти некий новый формат участия этих людей в новых политических реалиях, который в том числе позволял бы им решать их экономические проблемы.
Сейчас среди крупных предпринимателей начинает понемногу отходить в сторону продвижение себя как такового, дорогого, любимого. Даже заинтересованные в продвижении люди — тот же Алексей Мордашов, Олег Дерипаска — не ставят задачи продвижения собственной личности. Они ставят задачу продвижения идей. Я представляю уровень команды Дерипаски и Мордашова, я представляю уровень команды, которая работает с московским мэром – это колоссальные ресурсы, это талантливейшие люди. И они, собственно, не Олега, не Юрия Михайловича пиарят. Они пиарят образ жизни, они пиарят будущее России – каким видят его их шефы.
Мы должны в этом участвовать. Потому что мы хотим, чтобы будущее России было таким, каким мы с вами его видим. И в этом смысле организация сообщества – это организация, формирующая не только сегодняшние оценки и сегодняшние решения. Это организация, формирующая завтрашний день. Какова должна быть роль и участие России в мировых процессах и внутри страны? Что такое черный пиар? Где грань между эротикой и порнографией? – я прошу прощения, не могу не высказаться. Я прекрасно понимаю, что сколько Скляров ни будет говорить Лаптеву, что нельзя это показывать, Лаптев будет показывать, потому что это разрешено законом, и ему безразлично, что говорит Скляров. Мы его сможем убедить, а некий седовласый авторитетный депутат – точно никогда.
И получается так, что идут различные процессы в обществе и внутри информационного пространства, и мы должны в них участвовать.
Надо давать людям как можно больше объективной информации, чтобы они понимали, что происходит и куда мы идем.
Я понимаю, что ни одна отрасль без саморегулируемых организаций не проживет. Потому что власти нужно понять, с кем разговаривать, потому что внутри самой отрасли нужно обмениваться мнениями, вырабатывать какие-то общие подходы и общие правила игры.
Нужно сделать акцент на том, чтобы развивающемуся российскому гражданину предложить развивающуюся российскую информационную картину, а правилами игры и для себя, и для гражданина обозначить некие базовые ценности, от которых мы не можем отступить, – начиная с толерантности в национальных вопросах, заканчивая тем, что мы сторонники суверенного государства, сильного государства Россия.