Власть расставила новые акценты
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
Поводы, в связи с которыми изменились подходы государства к миграционной политике, очевидны. Это случившееся в Кондопоге и ситуация в российско-грузинских отношениях. Но, разумеется, для заявления президента России Владимира Путина о необходимости наведения порядка в сфере торговли и необходимости изменения миграционного законодательства имеются и более глубинные причины. Они связаны с существенными проблемами в жизни и быте традиционного, скажем так, условно оседлого, населения России.
Что касается тезиса президента о перекупщиках и российских производителях: система традиционной торговли — бывшей рыночно-колхозной — связана сегодня с постоянными ограничениями нерыночного характера, прошу прощения за тавтологию. Тех ограничений, которые существуют на большинстве российских рынков.
Безусловно, любая система торговли ориентирована на извлечение прибыли. Однако это извлечение не должно происходить путем нерыночного доминирования, путем угроз производителям сельхозпродукции и обычным торговцам в регионах.
Ни для кого не секрет, что эти ограничения и эти проблемы создают для российской торговли, прежде всего рыночной, либо организованные преступные группировки, либо те организованные группировки, которые препятствуют осуществлению свободной конкуренции. Которые создают монопольную сбытовую сеть.
Очень часто они носят этнический характер, о чем сказал президент, и в ближайшее время необходимо преодолеть эту тенденцию. Что же касается миграции, то, насколько я понимаю, государство сохраняет курс на необходимость привлечения мигрантов в страну.
Но акцент делается на то, что, во-первых, все трудовые мигранты должны иметь разрешение на работу, урегулированный статус. Во-вторых, как сказал министр обороны Сергей Иванов, они должны попадать в те отрасли экономики, в те регионы, куда российское правительство сочтет нужным их направить, где нет российских рабочих рук. Вот те изменения, те новые акценты в регулировании торговли, миграции, которые вносит сейчас власть, и, прежде всего, президент Российской Федерации.
Я убежден в том, что если будет обеспечен не дискриминационный, равный доступ к рынкам всех торгующих организаций, в том числе и тех, которые существуют сейчас, и либо контролируются национальными общинами, либо создаются с их участием, то недовольства населения, которое мы видим по опросам, уже не будет.
А во-вторых, не исключено, что это приведет к снижению транзакционных издержек — на перевозку, складирование, различные торговые потери — все эти издержки могут стать в условиях конкуренции значительно меньше. И, соответственно, цена на продукцию сельхозпроизводителей на рынках тоже несколько изменится в сторону понижения.
Но для этого, конечно, необходимо устранить коррупционные цепочки, которые связаны с установленным на рынке доминированием. Это серьезная проблема, когда какая-то организованная группа лиц — не обязательно преступная — монополизирует положение на рынке и ставит большинство торговцев в зависимость от своих предпочтений. И диктует им, по каким ценам, в какие сроки и на каких условиях должен быть продан товар.
Естественно, установление жестких санкций за такого рода коррупционные соглашения довольно сильно изменило бы ситуацию. А насколько хорошо это будет реализовано, зависит, во-первых, от воли власти и желания населения и желания тех же самых сельхозпроизводителей, тех, кто сбывает сельхозпродукцию оптом и в розницу. От их желания иметь дело с минимальным количеством посредников и от их нежелания отдавать значительную долю прибыли перекупщикам.
Тут должно быть сочетание трех воль: воли власти, воли населения и воли самих производителей сельхозпродукции — фермеров и больших сельхозпредприятий. Они должны, может быть, договориться между собой, занять солидарную позицию в том, что они не согласны с такого-то времени мириться с существованием экстремальных торговых надбавок. Тем более, тех, которые выбиваются каким-то агрессивным путем, или устанавливаются путем нерыночного доминирования.
Я глубоко убежден в том, что та коррекция миграционной политики и ситуации на рынках, о которой говорит президент, основана на позиции общественного мнения, на том социальном запросе, который сформирован гражданами.
Что касается параллелей, которые проводят некоторые обозреватели, между заявлением президента и лозунгов ДПНИ, они совершенно надуманны. Движение против незаконной иммиграции — это организация, которая балансирует на грани закона и призывает к агрессивным действиям в отношении людей любых других национальностей.
Ничего подобного президент не говорил, и как раз главное отличие в позиции президента и в позиции этой организации — в том, что президент предлагает законные, эффективные и институциональные решения. А ДПНИ — это организация, которая рассчитана на электоральный успех, а, во-вторых, на возбуждение достаточно агрессивных чувств и действий у граждан.
Не скрывается за стремлением российской власти навести порядок в торговле и в миграционных делах и отработка сценария грядущих выборов. До выборов еще далеко. Есть реальные проблемы — их много, и есть реальный запрос граждан. И президент дает ответ на этот запрос.
Любой человек на этом посту должен быть поступить также. То же самое произошло во Франции, то же самое произошло в ряде других стран Европы. Эта проблема обостряется везде, и необходимо реагировать. Но реагировать законными методами, не унижая граждан нетитульных национальностей, уважая их достоинство.
И, главное — создавать долговременные институты, которые могли бы нормально работать длительное время, а не заниматься «реагажем», не рейды проводить и, тем более, не убивать кого-то. Это совершенно недопустимо.