Восьмилетка Шанцева
Восьмого августа исполнилось восемь лет с того момента, как
Валерий Шанцев официально возглавил Нижегородскую область. Логически наступает
время подведения очередных промежуточных итогов – как в особенности характера
деятельности самого губернатора, так и в особенностях развития нашего региона в
целом.
Таковых особенностей, как мне представляется, минимум четыре.
1.Склонность Шанцева как хозяйственника не столько к
сиюминутному «латанию дыр», сколько к реализации в первую очередь масштабных
проектов, работающих на долгосрочную перспективу.
Согласитесь, далеко не каждый регион в стране может
похвастаться тем, что с появлением нового губернатора в краткие по сравнению со
сложностью и дороговизной сроки были ликвидированы десятилетиями мозолящие
глаза долгострои. А заодно решены наболевшие проблемы. В нашем случае – это
цирк, метромост, прорыв метро в верхнюю часть города, уникальная канатная дорога,
новые дорожные развязки по области, новые мосты и тому подобное.
По-моему, элементарная человеческая благодарность не позволяет
любому вменяемому индивидууму забывать хорошее. Это все равно, что сказать
врачу, проведшему сложную операцию: спасибо, мол, ты мне, конечно, помог, но с
этой минуты я предпочитаю выбросить пережитое из памяти – и уже завтра при
встрече, если что, я тебя даже не узнаю.
Далее: отнюдь не в каждом субъекте РФ во имя массового
оздоровления населения целенаправленно возводятся современные ФОКи, минимум по
одному на территории отдельно взятого района. Которые, кстати, не только
способствуют активному отдыху и популяризации спорта, но и, по статистике, чуть
ли не вполовину уменьшают подростковую преступность.
И уж совсем по пальцам одной руки можно пересчитать регионы, которые,
с более чем солидной помощью федерального бюджета, себе во благо использовали
гигантские общероссийские программы, вроде подготовки к ЧМ-2018. В результате
которой мы будем иметь стадион мирового уровня (он же – сверхсовременная
концертная площадка), продление метрополитена, новую высокоскоростную
межрегиональною магистраль и прочую модернизацию инфраструктуры.
Поэтому объективно нельзя отрицать, что при Шанцеве (и,
понятно, при его непосредственном участии) Нижегородская область осуществила
заметный рывок вперед. Даже оголтелые критики не в состоянии игнорировать
череду знаковых перемен. Ведь эти перемены не какие-нибудь виртуальные – жители
Нижегородской области их видят собственными глазами, тактильно ощущают,
пользуются в реальности.
2. Явное ускорение изначально медлительных (по определению)
бюрократических процессов с приходом Шанцева на пост губернатора. Потому что
работа шла сразу по многим направлениям. А именно: последовательное внедрение
системы «электронного правительства» для всех без исключения граждан. Упорное
создание системы «одного окна» для предпринимателей. Появление инвестиционного
совета при главе региона непосредственно для инвесторов, на котором решения
принимаются коллегиально, то есть сразу все в курсе, и это позволило сократить
в разы сроки внедрения проектов.
3. «Фирменный» управленческий стиль Шанцева. С моей точки
зрения, он заключается в том, что Шанцев никогда не выпускает из рук дело
принятия ключевых решений. (Есть губернаторы, которые поступают иначе.) Но в то
же время он дает определенный простор своим замам и министрам принимать
решения, что называется, оперативные. (Есть опять же ряд глав субъектов РФ,
которые исключительно все замыкают на себе.) При такой избранной Шанцевым схеме
без огрехов порой, конечно, не обходится. Но, с другой стороны, качество
управления в целом объективно повышается. Потому что невозможно требовать от
подчиненного проявления прогрессивной инициативы, если он чувствует себя
буквально связанным по рукам и ногам волей круглосуточно контролирующего
начальника. Но и полная вседозволенность ведет к непредсказуемым зачастую
последствиям. Необходим разумный баланс.
4. Регулярные кадровые передвижки вокруг Шанцева. В том числе –
периодические смены самых резонансных фигур в областном правительстве, которые
за восемь лет случались неоднократно.
В этой связи стоит упомянуть вот о чем. Одну и ту же ситуацию (что
в регионе, что в стране, что в мире) в принципе можно охарактеризовать
совершенно по-разному. К слову, подобное перманентно и повсеместно происходит –
но это по большему счету, как правило, всего лишь проявление частных отражений
субъективных точек зрения. «Стабильность» можно обозвать «застоем» (правильно, при
желании, которое еще не известно, откуда берется). А «застой», в свою очередь –
провозгласить «стабильностью». «Революцию» назвать «путчем» – и наоборот. Регулярную
ротацию в любом составе любого кабинета министров – то «приливом свежей
крови», то «чехардой в правительстве». Американца Сноудена – то «героем
человечества», то «национальным предателем». И так далее. Все это от степени
профессионализма и уровня моральных качеств каждого конкретного «оценщика»
зависит. Мое мнение – давно пора перестать играться в эмоционально окрашенные
термины, но глубже присматриваться к сути происходящего. И прежде всего: на
пользу это или во вред твоим согражданам?
В частности, если вернуться на нижегородскую землю в данный
момент времени, то что-то не наблюдается практически ни одного человека,
который бы привел внятные аргументы против недавнего назначения новых замов
губернатора. Поскольку Люлин очевидно символизирует консолидацию местных элит,
а Назаров – резкое усиление борьбы с коррупцией.
В итоге следует констатировать, что
Шанцев за восемь лет принес нашему родному региону больше «плюсов», чем
«минусов». Причем намного больше. Если кто-то полагает иначе – самое время
попробовать доказать обратное на личном примере. Слабо?