Заразиться легко — выздороветь трудно
Достойно
доверия?
На
днях стало известно, что эксперты агентства «Паблик»
пришли к выводу, что Нижегородская область заняла второе место среди
регионов России в рейтинге
коррумпированности министров. Бюджетные потери регионов по вине
министров, делают выводы эксперты, составили 452 млн рублей.
В
связи с информацией такого рода, как и вообще с различного рода
рейтингами, возникает вопрос о доверии к ним и источникам,
публикующим данные.
В
этом конкретном случае надо посмотреть. Если это то самое агентство
«Паблик», которым руководит Сергей Александрович Зверев,
бывший заместитель руководителя администрации президента страны, в
бытность Чубайса главой администрации, один из соратников Григория
Алексеевича Явлинского в 1990-е годы по партии «Яблоко»,
который ныне возглавляет агентство «Паблик» и компанию
развития общественных связей «КРОС», — безусловно, их
анализ достоин доверия.
Инвестиции
частных интересов
Что
касается второго места Нижегородской области в рейтинге
коррумпированности, то и здесь я бы не высказывал больших сомнений по
этому поводу.
Я,
конечно, не очень понимаю, что вкладывало в понятие «коррупция»
агентство «Паблик». Потому что есть официальное
определение коррупции, но я не очень уверен, следовали ли буквальному
значению этому понятию авторы этого исследования или ориентировались
на точку зрения бытовую. А это разные вещи.
Но
я бы не исключал, что именно официальное понятие, а может быть, — и
оба сразу, имели в виду эксперты агентства. И вот почему.
Надо
просто обратить внимание, сколько представителей бизнеса находится во
власти. В частности — в Нижегородской области. Само по себе
нахождение во власти представителей предпринимательского сообщества —
неплохо. Но в условиях отсутствия независимой прессы и четкой
реализации принципа разделения властей — результатом всего этого
является гипертрофированная роль исполнительной власти и наличие
бизнеса в депутатском корпусе и в органах исполнительной власти.
Бизнеса, который преследует собственные интересы.
Это
все называется «инвестициями частных интересов». А от
этого явления до коррупции дистанция совершенно небольшая.
Поэтому
я продолжаю считать, что если приоритетом в деятельности депутатов и
исполнительной власти являются инвестиции частных интересов,
коррупция начинает превосходить все разумные пределы.
И
дело здесь не столько в том, насколько высок процент бизнесменов,
находящихся во власти. Я думаю, что в нижегородском регионе слишком
часто чиновники исполнительной власти становятся бизнесменами.
В
отсутствии какой-либо критики со стороны общества и средств массовой
информации представителей законодательной власти, в отсутствие
независимой судебной власти все это, безусловно, приобретает
чрезвычайно гипертрофированные размеры.
Сколько
должен стоить ФОК и какова доля откатов?
Вот
простой пример. Я не хочу никого обидеть, но представляется, что
огромный масштаб строительства физкультурно-оздоровительных
комплексов, который мы наблюдаем в Нижегородской области, имеет под
собой вот тот самый смысл, о котором я говорю выше. То есть это и
есть те самые инвестиции частных интересов.
Помнится,
когда только начиналось обсуждение вопроса цены каждого ФОКа,
последовал вопрос: «А почему так дорого?» — со стороны
депутата Законодательного собрания Нижегородской области от фракции
КПРФ Владислава Егорова.
На
это ответа не было.
А
сколько вообще должен стоить физкультурно-оздоровительный
комплекс? Объявлялся ли конкурс на право быть подрядчиком такого
строительства? Кто это делает? И какая доля «откатов»
происходит при этом?
Это
всего лишь маленький пример.
Говорят,
что, например, при строительстве дорог в регионе коэффициент 0,7 —
это то, что уходит «налево». А при другом строительстве?
Если
посмотреть на объемы капитального строительства и средств,
затраченных на него, и умножить на некий коэффициент, который
наверняка определяется эмпирическим путем, — возможно, мы получим
размер коррупционной составляющей. Возможно, это как раз и есть одна
из причин попадания нижегородского региона на столь высокие позиции в
рейтинге коррумпированности представителей власти.
Может
иметь отношение
Не
случайно ведь у нас господин Аверин, дай ему Бог здоровья, который
является заместителем губернатора области и зампредседателя
правительства, который ведает всем строительным комплексом в
Нижегородской области, входит в какие-то рейтинги как один из самых
богатых людей региона.
Он,
конечно, может входить в эти рейтинги как бывший предприниматель, как
человек, когда-то занимавшийся бизнесом, — но кто может проверить это
«когда-то»? Где мы получим информацию о реальном
положении вещей?
Далее.
Крупнейший девелопер Нижнего Новгорода Олег Сорокин является главой
города. Причем становится главой города при каких-то очень темных
обстоятельствах, о чем говорил бывший нижегородский мэр Вадим
Булавинов.
Помните эту историю?
Осенью 2010 года Булавинов заявил, что у него якобы есть какие-то
свидетельства, что история появления на посту главы города Сорокина
сопровождалась какими-то, я бы сказал, не совсем честными операциями
с депутатами.
Все
это, безусловно, имеет отношение к обсуждаемому предмету. Или «может
иметь отношение» — будем говорить мягче, хотя это не меняет
сути дела.
Москва
находится за 101-м километром от Нижнего
Является
ли такое явление как инвестиции частных интересов нижегородским или
оно связано с появлением в регионе в 2005 году московской команды?
Ведь
можно напомнить, что в регионе уже обсуждалась околокоррупционная
история, связанная с заместителем губернатора Валерием
Англичаниновым, членом губернаторской столичной команды. Можно
назвать и другие фамилии, например, упомянутого экспертами «Паблик»
Никиты Гурьева.
Однако
не нужно думать, что мы были такими чистыми и белыми до прихода в
регион столичной команды Шанцева. Я имею в виду, что нижегородцы тоже
были не такими уж лохами в умении получать деньги, пользуясь
близостью к бюджету, к распределению земли и так далее.
Но,
безусловно, то, что было связано с деятельностью новых людей, имело
прямое влияние на рост всех этих явлений — в этом сомнений никаких
нет.
У
нас есть какой-то такой день борьбы против коррупции. И, помнится,
как-то в такой день Валерий Павлинович сказал, что он не потерпит
вокруг себя никаких коррупционеров. А как только узнает — «всех
за 101-й километр». Это заявление случилось сразу после того,
как тихо ушел Англичанинов. Я подумал: отправлен ли он «за
101-й километр»? Конечно же, нет.
Видите
ли в чем дело. Здесь есть еще одна интересная особенность нашего
чиновничества.
Явно,
что тех доходов, которые они имеют официально, им не хватает на ту
жизнь, которой хочется. И на самом деле привлекать каких-то
энергичных людей в аппарат управления просто чиновничьей зарплатой
или каким-то престижем должности вряд ли возможно.
В
этом смысле, конечно же, существует какая-то «серая»
часть вознаграждения, для которой нужны свои источники.
Это
всего лишь мои догадки и предположения, но я думаю, что они не лишены
оснований.
Нужно
начинать с очищения избирательной системы
Нижегородская
область в этом смысле вообще не может отличаться ничем от российской
действительности в целом. Это за последние годы — особенно это имеет
отношение к губернаторству Валерия Павлиновича — превратилось в
явление, которое весьма характерно для всей российской провинции.
Это
засилье одного центра. То есть такой политический режим, где
фактически нет места никому, кроме как губернатору.
А
в этой среде отсутствие критики, наличие контроля только с одной
стороны — со стороны центра, не позволяет надеяться ни на какие
успехи даже в каком-то противодействии коррупции. В таких условиях
коррупция может только процветать.
Если
явление уже началось, если такой организм, как Нижегородская область,
уже поражен, может ли смена власти оздоровить ситуацию?
Смена
власти, если речь идет только о губернаторе, безусловно, может дать
только какой-то импульс, какой-то сигнал к обновлению. Но при этом
нужно сделать огромное количество шагов.
Для
того, чтобы оздоровить ситуацию, нужно начинать с другого конца.
Нужно действительно восстанавливать роль представительной и
законодательной власти.
А
главным делом нужно начинать с очищения самой избирательной системы —
с ее переформатирования.
Ведь
заразиться легко — выздороветь трудно. Скатиться к негативу легко —
трудно из него выйти.