Железная рука в бархатной перчатке
Даниил Пивоваров, директор НИИ прикладной социологии и маркетинга:
Обсуждая феномен и перспективы «бархатной революции», давайте, господа, начнем с самокритики. Знающий – не говорит. Говорящий – не знает. Любой из авторов политобзорных статей, выходящих сейчас по всему миру, либо дурак, либо подлец. Дурак, потому что делает уверенные выводы в условиях дефицита информации: знал бы всю подоплеку событий – молчал бы в тряпочку. А второй вариант – подлец – сознательный дезинформатор или мифотворец, использующий статью как инструмент внедрения новых мемов, идеологем, изменяющих сознание.
Политикой я «баловался». Вы, уважаемые читатели, возможно наслышаны о екатеринбурской школе политтехнологий. Даже украинские оранжевые шарфики – наше изобретение. (Я лично, правда, был против – в 1998 году я надевал на «стихийно» собравшихся рабочих оранжевые жилеты (как у дорожников) – этот образ, по моему, обладал большей смысловой наполненностью). Так вот, из своего «баловства» я вынес две простых вещи: во-первых, я понял механизмы, технологии, приемы организации стихии, а, во-вторых, устройство «разрешительного механизма»: когда люди «стихийно» начинают против власти протестовать, это значит, что кто-то принимающий решения разрешил организаторам стихии немножко поиграться.
Сейчас я сознательно не лезу в политику, увидев для себя выгоды независимой позиции. Поэтому я осознаю, что не обладаю знанием нынешних политических реалий, «раскладки» сил. Следовательно, все, что я скажу ниже – не более чем интуиция, основанная на предшествующем опыте и мало-мальском знании истории. Следовательно, я собираюсь писать с позиции дурака. А вы, уважаемые, читайте, если хотите.
Уф, вступление кончилось…
Смирившись с тем, что я дурак, попробую описать свою дурацкую интуицию «бархатной революции». Это словосочетание вызывает у меня образ железной руки, одетой в бархатную перчатку.
Можно ли поверить в то, что толпа вдруг, по зову сердца, может выйти на площадь и единодушно чего-то потребовать? Вспоминаются слова Виктора Суворова (Резуна): «Один человек может быть добрым или злым, толпа – всегда зла. Один человек может быть милосердным или жестоким, толпа – всегда немилосердна. Везде и всегда человек, стоя перед разъяренной толпой, может попросить о пощаде только кого-то одного, не всю толпу. Один может помиловать, толпа – нет».
Я могу поверить в стихийное выступление масс, когда, например, французские или русские революционеры посылают продотряды в деревни. Когда крестьянину предлагают выбирать между неминуемой мгновенной смертью (если не отдаст свой хлеб) и неминуемой гибелью от голода (если отдаст), тогда – да. Завоют бабы, до хруста сожмутся на вилах и косах кулаки, и пойдет плясать губерния.
Я могу поверить в стихийное выступление масс, когда в магазин не завезут водки. Я сам это видел в Екатеринбурге (тогда еще – Свердловске) в 1986 году: собралась огромная толпа вокруг Центрального гастронома, очередь занимали с 6 утра. И когда в 14 часов объявили, что водки нет и не будет – началось… У революции – женское лицо. И началось все именно с женщин. Они заголосили: «Мужики вы или нет?! Да где ж это видано, чтобы водки нас лишали? Если вы мужики, то идите, перегородите трамвайные рельсы, жертвуйте своими жизнями, пока не отдадут нам, гады, нашу святыню [1] !».
А вот в то, что толпа может самостоятельно выдвинуть политические требования, простите, не верю. Как пел Гребенщиков, «милая, может я и дурак, но я не дебил».
Я уже упоминал об уральской школе политтехнологий. Многие из моих бывших сокурсников по философскому факультету реализуют сейчас технологии управления общественным сознанием во многих странах. Так что кое-какая информация мне в уши залетает. Буквально вчера мои друзья-приятели получили заказ: срочно, уже в эти выходные надо организовать стихийные выступления в столицах трех губерний. Тематика – такая-то. «Сделаем», — отвечают мои друзья-приятели. Технологии отработаны: за один день команда из пяти человек продумала стратегию и тактику, обзвонила исполнителей, выдала на-гора печатную продукцию. За второй день – нашли штаб-квартиры, разместили заказ на листовки, транспаранты и пр., провели рекогносцировку. Завтра штаб и три десятка боевых, проверенных в агитационной работе, пенсионерок выезжают на место.
Эрго. «Бархатные революции» — отлично работающая, проверенная технология. За бархатом – стальная клешня.
А вот чья она? Кто режиссер? «Автора!!!». Дорогие мои, если бы я знал – молчал бы.
Не бывает толпы без хозяина, не бывает революции без генерала. Так что, раз уж «загорелась» киргизская толпа, раз она победила – значит, был заговор. Иностранный или внутренний – второй вопрос. Но был, был. И это был заговор-сговор верхушки. Тех, кто имеет власть, но не всю. Кому ее мало. И если мы пока не видим организаторов, то это не удивительно. Весь двадцатый век мы учились прятать торчащие ушки.
Можно ли было справиться с толпой, разогнать ее? Конечно! Тот же В.Суворов описывает простую технику сил правопорядка (в любой стране, в любое время): надо выдернуть из толпы любого человека и, на глазах у всех, забить его до смерти. Потом то же самое надо сделать со вторым. Когда пойдешь хватать третьего – толпа, состоящая из маленьких страхов отдельных людей, побежит. Каждый будет думать: «только не меня!». А милиция в Киргизии защищалась. Без оружия. Значит, приказ им такой дали. Значит, это – просчитанная деталь общей картины «Пожарный героически тушит дрова бензином».
Так и вижу презрительно кривящиеся губы читателя: «да автор-то – параноик, везде ему заговоры мерещатся. Видали мы таких: в начале ХХ века везде искали заговоры мировой буржуазии, в конце ХХ века – происки затаившейся партократии». Увы, уважаемые, если вы не считаете себя параноиками, то это еще не означает, что за вами никто не следит. Новое оружие – политтехнологии – слишком разрушительно, слишком эффективно, слишком легкодоступно, чтобы можно было от него отказаться. А значит, оно будет применяться и в дальнейшем.
Что касается сценария «бархатной революции» в России.
Я вам не скажу за всю Одессу, но в Екатеринбурге большинство руководителей частных охранных структур или бизнесменов, таковые структуры имеющие, уже отдали приказы на разработку планов эвакуации их подразделений в случае внезапных беспорядков. Опять же, я не посвящен в детали этих планов, но общая стратегия просчитывается: в условиях временного безвластия необходимо сплотиться, действуя предельно жестоко, раздобыть необходимые ресурсы, обеспечить минимальную безопасность себе и близким (питание, вода, надежное убежище в дачном поселке), затем, пользуясь хаосом, пострелять врагов, пограбить ценности. Ну, а потом, чтобы поощрить верных солдат, разрешить им понасиловать в свое удовольствие. Но – на условиях строжайшей анонимности. Это я все пишу из зависти – у меня, как у ученого, законопослушного человека, власти нет. Следовательно, нет ни информации, ни оружия, ни на все готовых исполнителей. Следовательно, после возникших беспорядков, меня найдут в куче трупов.
А вот возникнут ли «стихийные» беспорядки? Извините, тут уж у меня совсем информации нет. Но психологически достоверным кажется то, что если уж есть мощное оружие – политтехнология БР, то и искушение этим оружием воспользоваться тоже будет мощным. «На остро отточенном клинке обязательно выступит кровь».
[1] Высказывания женщин приведены в литературной обработке.