Живописная история
Еще когда я был студентом художественного училища, я знал, что в Нижний Новгород приезжали художники, мы изучали их произведения. Я изучал историю искусств и постоянно натыкался на какие-то факты, что тот или иной художник был у нас, например, приезжал на Всероссийскую выставку. Информация накапливалась, и постепенно это стало чем-то вроде челенджа – попытаться сделать такой маршрут, в котором можно об этом рассказать. Такого еще не было, были только литературные. И я постарался эту задачу выполнить.
У меня есть ряд маршрутов, и самый популярный из них называется «Нижний Новгород и русские художники». Это и вид с кремлевского холма на Стрелку, и Ивановская башня, которую мы видим на картине Маковского. Многие картины, пусть и не всегда широко известные, изображают разные места нашего города. В том числе места, которые не изображены, но связаны с художником. Например, есть флигель дома губернатора в кремле, там жил Андрей Мельников, который был другом Михаила Нестерова, и когда он приезжал, то гостил в этом доме.
С именами художников связаны зачастую или здания, где они останавливались – гостиница как с Маковским, дом, где жил Шевченко, или места, например, где провел детство Федор Богородский – пусть самого дома и не сохранилось, но это повод вспомнить и поговорить о художнике.
Есть у меня рассказ о Михаиле Врубеле, она известная, но я добавляю немного от себя, пытаясь показать историю по-другому.
Очень интересная история связана с одним рисунком Александра Куприна – «Кутузовская церковь в Филях», картина висит в Третьяковке, в ноябре показывалась и ее представляют как Москву в пейзаже. Но Куприн жил у нас, преподавал в художественных мастерских как раз в момент написания картины, в 1921-м году, и я более уверен, что это наша Строгановская церковь на Рождественской улице. Но официально это нигде пока не задокументировано. Надеюсь, что мой рассказ даст какой-то толчок к тому, чтобы атрибуция этого произведения была изменена – это Нижний Новгород, а не Москва.
Информацию для своих экскурсий я брал из переписки художников, мемуаров, каких-то манифестов, каталогов выставок. В архивы пока, честно говоря, не забрался, но необходимость есть. Есть ряд адресов с дореволюционной нумерацией, которая отличается от современной. И мне нужно проверить данные. Пока же я по опубликованным источникам ищу информацию, которую можно будет по крупицам добавлять в эту историю.
На экскурсию ко мне обычно приходят нижегородцы, которые и так знают наш город. И они часто даже не задают вопросов, а удивляются, что есть такие произведения, есть такие художники. И обычно говорят, что хорошо бы пойти после нашего разговора в Художественный музей и посмотреть на работы, о которых мы беседовали.
Это и знаменитая работа Саврасова с Благовещенским монастырем, и работы Юона – вид на стрелку из Кремля и многие другие. Есть работа Виктора Васнецова, которая не изображает Нижний Новгород, но она приехала к нам, потому что ее купил Митрофан Рукавишников, и теперь это тоже нижегородская история.
Интересна и вся иконография Нижнего Новгорода, у нас она исключительная. Иконография это город как совокупность образов, то как он изображался в разное время. И первоначальное название моей экскурсии «Живописный Нижний Новгород» — это название книги, вышедшей в 2005 году, ее авторы Галина Дмитриевская и Александр Рябов, которые попытались собрать максимальное количество образов города – как его рисовали с давних времен до конца XIX века. И меня эта книга тоже в какой-то степени вдохновила на создание этой экскурсии.
Есть Москва, которую рисовали очень много, есть Санкт-Петербург, а дальше что? Всегда есть существенный отрыв между городами. И Нижний Новгород, на мой взгляд, выделяется среди всех остальных – он точно занимает третье место в этом ряду. Разнообразие поразительное. Здесь Лентулов, здесь Тарас Шевченко, который тоже был художником, Богородский, Репин, Рерих… — масса имен. Все они рисовали по-своему, и это самое интересное, что есть в этой истории.