Оценка помещений, которые пытаются изъять у Сорокина, занижена в 10-50 раз
В материале «В двадцать раз дешевле» «Коммерсантъ FM – Нижний Новгород» пишет о странностях приговора экс-главе города Олегу Сорокину в части выплаты назначенного ему штрафа в размере 460,8 млн. рублей.
«Казалось бы, все просто и понятно. Олег Сорокин отнюдь не бедный человек и даже огромную сумму штрафа в состоянии заплатить. Об этом свидетельствуют его декларации о доходах и имуществе, ежегодно публиковавшиеся в его бытность главой Нижнего Новгорода, поскольку этого требует закон. Больше того, по словам адвокатов, копия такой декларации подшита к материалам дела. Логично предложить Сорокину в добровольном порядке перечислить сумму штрафа в установленные законом сроки», - пишет «Коммерсантъ».
«Для государства, от лица которого выносит решения суд, конечно, выгодно, чтобы немалые деньги как можно скорее поступили в бюджет. И добровольное перечисление средств с этой точки зрения — гораздо более прямой и короткий путь исполнения решения суда, чем длительная, хлопотная и затратная процедура реализации имущества… Больше того, в законе оговорено, что взыскание на имущество может быть обращено лишь при отсутствии или недостаточности денежных средств», - отмечают авторы статьи.
«Тем не менее, суд решил выйти за рамки своих полномочий и включил в приговор список объектов недвижимости, которые предстоит реализовать, чтобы затем вырученные деньги перечислить в уплату штрафа. Причин такого странного на первый взгляд решения суд не объяснил. Однако если посмотреть на оценку этого имущества, то многое станет понятнее.
Возьмем, к примеру, нежилое помещение по адресу Большая Покровская, 63. Это всем известное здание в бойком месте, буквально на площади Горького, и не надо быть специалистом, чтобы убедиться, что оно успешно сдается в аренду. И во сколько же оценено это помещение площадью 255,3 кв. метра? По мнению суда, его цена всего 2 325 783 рубля, что составляет по 9 110 рублей за кв. метр.
Такая оценка вызвала не просто удивление, а настоящий шок у специалистов», - пишет «Коммерсантъ».
По мнению руководителя отдела аренды ООО «Директория» Максима Чертановского, комментарий которого приводит издание, «Улица Большая Покровская – это одно из самых привлекательных мест в Нижнем Новгороде для инвестора торговой недвижимости… Исходя из арендных ставок, которые есть и пользуясь самым распространенным доходным методом оценки, при помощи которого можно спрогнозировать будущие доходы на основе существующих, мы можем сказать, что один метр торговой недвижимости на Большой Покровской может стоить и 100, и 150 тысяч рублей».
Директор по развитию агентства недвижимости «Монолит» Алексей Козлов в комментарии «Коммерсанту» сообщил, что «На сегодняшний день цены по Большой Покровской могут доходить до 500 тысяч рублей за один квадратный метр. На самом деле, если посмотреть по рынку, то таких предложений нет, и сейчас купить объект на этой улице невозможно. Исходя из того, что очень большой трафик, эта ситуация из года в год одна и та же. С этих помещений можно всегда получать большой доход и всегда Большая Покровская и будет сдаваться, поэтому цена продажи очень высокая».
То есть, по мнению экспертов издания, оценка помещения на Большой Покровской занижена, как минимум, в 10 раз, а как максимум более, чем в 50 раз.
Еще одним объектом, оценка которого судом также очевидно была занижена, стало нежилое здание по улице Белинского, 61.
«Площадь 5 331,2 кв. метров, тоже с арендаторами. Это тоже центр города, 300 метров до площади Свободы. Здание отдельно стоящее и, что особенно важно, с собственной парковкой, что большая редкость в центре города. Оно оценено всего в 41 313 079 рублей. Это меньше, чем по 8 тыс. рублей за кв. метр. Его минимальная стоимость на рынке не меньше 500 млн рублей. Иными словами, если уж суд решает реализовать имущество Олега Сорокина, то одного здания на Белинского, 61 достаточно для покрытия полной суммы штрафа. Однако в приговоре целый список объектов, оценка которых смущает экспертов», - сообщает «Коммерсантъ».
«Если уж речь зашла о том, кто станет новым собственником объектов недвижимости, которые будут реализованы, скорее всего, по цене близкой к той оценке, которая заложена в приговоре, то есть в разы ниже рыночной, то здесь можно строить только предположения, но для такого рода предположений есть основания», - пишет издание.
«…выстраивается любопытная цепочка совпадений. Вначале следователь по особо важным делам Лагунов накладывает арест на имущество, которое на тот момент еще не оценено, но затем получит заниженную, как уверены эксперты, оценку, и общая сумма арестованного имущества по этой оценке составляет как раз столько, сколько требуется для исполнения приговора. Получается, что следователь Лагунов задолго до суда предугадал и приговор, и установленный судом порядок взыскания штрафа, и сумму штрафа, и ту оценку, которую дадут имуществу… Обвинительное заключение утвердил заместитель Генерального прокурора РФ Зайцев, который обязан был проверить в том числе и достаточность или избыточность арестованного имущества для обеспечения возможного приговора суда. Получается, что Зайцев тоже исходил из заниженной оценки, или же он отдавал себе отчет в том, что имущество стоит значительно дороже и его явно в избытке, чтобы обеспечить даже максимально возможный по закону штраф в 500 млн рублей, но по каким-то причинам не поправил следователя и подписался под этим решением.
Наконец, суд. Председательствующая судья Кислиденко не стала даже задавать Сорокину простой и, что называется, технический вопрос, в состоянии ли он оплатить штраф, который потребовала назначить представитель гособвинения, в установленный законом срок, если такой штраф будет назначен. Не говоря уже о том, чтобы выяснить рыночную цену имущества. Нет, судья просто включила список объектов недвижимости в приговор, лишив судебных исполнителей возможности взыскать штраф иными способами, поскольку приставы обязаны буквально исполнить решение суда», - пишет «Коммерсантъ».
По мнению социолога Александра Прудника, «если выбрана… сложная, с промежуточными операциями схема, значит, в ней содержится некий важный компонент, ради которого и выбран именно такой вариант. И этот компонент у всех на виду: лакомый трофей процесса над Сорокиным - объекты недвижимости в центре города. Теперь остается дождаться официальных торгов по арестованным объектам, чтобы понять, кто же вошел в трофейную команду по переделу собственности опального Олега Сорокина».
«Получается, что за судебным процессом, часто квалифицируемым как политический, просматриваются некие частные бенефициары, которые вполне не против поживиться за чужой счет», - считает экономический обозреватель Константин Барановский.
«Понятно, что чужих людей к «курице, несущей золотые яйца» не подпустят, «продадут» «своим да нашим», - считает политический обозреватель Сергей Анисимов.
Политтехнолог Александр Рожков, комментируя сложившуюся ситуацию, заявил, что по его мнению «использование административного ресурса и собственных связей для решения личных меркантильных интересов намного более опасно для государства, чем то, в чем обвиняли Сорокина на процессе».