Александр
Орлов, исполнительный директор Ассоциации «Совет
муниципальных образований Нижегородской области»:
В этом
году мы отпраздновали первую годовщину Дня местного самоуправления в Российской
Федерации. В 2010 году Конгресс муниципальных образований, в который входит
наша Ассоциация, вышел с инициативой утверждения этого дня, который бы позволил
придать органам местного самоуправления особое значение. Мы провели съезд,
государственными наградами Нижегородской области была отмечена деятельность
наиболее успешных глав местного самоуправления всех уровней.
Муниципальная
служба сегодня стала профессией, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Каждый из нас, работающих в органах местного самоуправления, находится на
передовом рубеже, ему постоянно приходится работать с населением. И сколь бы
мудрой ни была власть, именно нам приходится держать ответ перед народом за
принимаемые ею решения.
Другим
знаковым событием для местного самоуправления стало Послание президента России
Федеральному собранию. 12 декабря глава государства оценил работу органов МСУ
как очень значимую, придав ей статус государственного значения, определив
приоритеты государственной политики. Тем самым дан старт разработке новых
принципов работы органов местного самоуправления на ближайшую перспективу.
В уходящем
году 31-му федеральному закону «Об общих принципах организации местного
самоуправления» исполнилось десять лет. И в рамках юбилейных мероприятий в
Суздале проходил Всероссийский съезд органов местного самоуправления, где были
подведены итоги работы, обозначены имеющиеся проблемы и предложен проект нвовой
концепции органов местного самоуправления. Рабочие группы в настоящее время
продолжают работу над разработкой этого документа.
В
преддверии съезда мы на региональном уровне провели съезд муниципальных
образований Нижегородской области, в рамках празднования Дня местного
самоуправления. Особое внимание мы уделяем приведению нормативных актов в
регионе в соответствие с требованиями и посылами, которые дают нам органы
местного самоуправления. Также активно работали по организации и проведению
работ по оценке эффективности органов местного самоуправления. Работы было
предостаточно.
Мне немало
пришлось поработать в органах местного самоуправления Нижегородской области, и
я хочу сказать, что сегодняшнее отношение региональной власти к МСУ во многом
вызывает положительные эмоции. Так активно областная власть занимается
территориями, наверное, только в нашем субъекте федерации. Посмотрите, сколько
построено ФОКов, какие условия для жизни создается в районах области. А самой
важной выполненной за последние годы работой мы считаем программу наполнения
кадрами бюджетных учреждений здравоохранения, образования, культуры,
физкультуры и спорта. Сегодня молодые специалисты могут найти достойные условия
жизни на территории практически любого муниципального образования. Цена этого
вопроса очень велика. И я редко встречаю подобные примеры – чтобы так
комплексно решались вопросы, касающиеся местного самоуправления.
Да,
сегодня есть проблемы с наполнением бюджетов, но нужно больше работать, больше
зарабатывать. Недавно в Нижнем Новгороде на расширенном заседании глав местного
самоуправления и глав администраций – муниципальных, районных и городских
округов – губернатор обратился с посланием по инвестиционной деятельности, где
четко и однозначно определил ситуацию и поставил задачи. Он сказал примерно
следующее: «Мы работаем для вас, для территорий, ведь области как таковой не
существует – все ресурсы, в том числе и привлекаемые со стороны, распределяются
на территориях муниципальных образований, а не на территории кремля».
Мне сложно
даже выделить что-либо из того комплекса решений и действий правительства
области, направленных на улучшение жизни муниципальных образований. Вы скажите
мне лучше – а что не делается? Нельзя назвать ни одного направления,
которое не развивается в Нижегородской области. В один день решить все проблемы
нельзя, но работа ведется постоянно и планомерно. Возьмите программу увеличения
мест в детских садах, программу создания частных детских садов, получавшую
поддержку во всех районах. Возьмите дорожное строительство, которое очень
далеко шагнуло именно в муниципальных образованиях – дороги порой в некоторых
районах не хуже, а порой и лучше, чем в Нижнем Новгороде. С Нового года во всех
районах заработают свои Дорожные фонды, вопросы их финансового наполнения
решены, остается только наладить работу этих новых структур.
Сегодня в
регионе реализуется сорок восемь областных целевых программ. Для кого? – для
муниципалитетов, для населения, для нижегородцев.
Что
касается двуглавой системы управления муниципалитетами, то, на мой взгляд, она
наиболее эффективна в решении проблем населения. Я работал и при старой
системе, и при сегодняшней. Новая система приносит хорошие результаты. Перед
муниципалитетами сегодня стоит множество сложных задач, и их количество и
сложность с каждым годом возрастают. И разделить хозяйственные и общие вопросы
рано или поздно пришлось бы. Мы сегодня находимся в числе регионов, которые
наиболее эффективно используют предоставляемые 31-ым законом возможности. Именно
это во многом дает положительную динамику развития всей
Нижегородской области.
Надеюсь, в
2014 году финансовое благополучие муниципалитетов будет расти. Была проведена
очень серьезная работа в 2012 году по передаче ряда финансовых источников
органам местного самоуправления. И некоторые источники власти муниципалитетов
получат уже 1 января 2014 года.
Государство
передает нам все земли и объекты, принадлежавшие министерству обороны, которые
не используются сегодня по прямому назначению. Это один из источников
пополнения доходной части бюджета. Разработаны программы и концепции на
краткосрочную и долгосрочную перспективу по укреплению финансовой основы
местного самоуправления. Пока полномочия органов местного самоуправления
несколько превышают их финансовое наполнение, и президент поставил задачу
навести здесь порядок, определив, какие полномочия можно передать, а какие
стоит забрать. Поэтому предстоит большая работа по перераспределению полномочий
между муниципалитетами, региональной и федеральной властью.
За последние десять лет средства, которые остаются в бюджете Нижнего Новгорода, от генерируемых муниципалитетом доходов, снизились очень серьезно – с 13,6 процента до 7,5. То есть, от того, что мы создаем, нам остается лишь 7,5 процента!
Постановки, представленные на конкурс «Перо Жар-Птицы», очень разные и очень интересные. И заявленная тема – История и культура России в театральном искусстве — раскрывается ими с совершенно разных сторон.
Официально в Нижегородской области зарегистрировано двадцать две тысячи тридцать семь человек ВИЧ-инфицированных. СПИДом считается уже четвертая-пятая стадия ВИЧ-инфекции, когда человек имеет серьезные проблемы со здоровьем. Таких сегодня 287 человек.