Я, наверное, удивлю многих, но безработицы как нехватки рабочих мест в Нижнем Новгороде нет – и достаточно много лет. Даже в периоды кризиса наблюдавшуюся ситуацию нельзя было назвать системной безработицей. Да, наблюдалась нехватка рабочих мест в отдельных отраслях в отдельные периоды, но она не носила катастрофического характера.
Вопрос оттока кадров из Нижнего Новгорода, в первую очередь в Москву, связан с тем, что текущий рынок труда представляет очень много возможностей работать, не покидая привычного места жительства, на работодателя, находящегося в другом городе или даже в другой стране. Особенно это характерно для таких отраслей, как информационные технологии, журналистика, маркетинг, пиар, аналитика, — все профессии, предполагающие возможность организации труда home office.
Что касается рабочих, то производство в Нижнем Новгороде – одна из наиболее востребованных отраслей. Квалифицированный рабочий на производстве в Нижнем, вопреки стереотипам, зарабатывает очень хорошо. Поэтому мы не наблюдаем оттока рабочих, мы наблюдаем регулярные жалобы работодателей на то, что им не хватает специалистов.
Отношения между работодателем и работником постепенно меняется в сторону adgile, максимально гибких взаимоотношений. Это удобно обеим сторонам. Избито звучит, но скорость изменений в экономике увеличивается ежедневно, ежечасно. Меняется конъюнктура, меняются технологии. Это означает, что и предприятие должно гибко, быстро отвечать на эти изменения, изменять направления своих сервисов, услуг, продукции и так далее. Это значит, что чем дальше, тем быстрее они будут вынуждены обновлять свой кадровый состав и компетенции этих кадров. Логично будет выглядеть оформление взаимоотношений, наиболее приспособленное к проектной работе.
Я знаю команды IT-специалистов, разработчиков, тестеров, команды квалифицированной техподдержки, которые, пытаясь приспособиться к не заточенному под это законодательству, организуют свои ИП и вместе переходят из проекта в проект. Тем самым они минимизируют свое налогообложение и создают удобную платформу для работы.
Что касается законодательного оформления удаленной работы и проектной работы, то здесь множество «кривоватых» вариантов, которыми пользуются работодатели, выкручиваясь как могут.
По поводу наиболее востребованных профессий в Нижегородской области, то самые массовые позиции связаны с продажами, а наиболее острая потребность, где не только много вакансий, но где есть нехватка специалистов – это сфера информационных технологий и производство. И эта ситуация будет только усугубляться. В IT ситуация достаточно острая. Всего около одного процента специалистов на свободном рынке относятся к сфере программирования.
Самая высокооплачиваемая вакансия на сегодня – в пересчете на рубли это 600 тысяч — связана с руководством представительством компании, организующей выезд людей за рубеж на обучение. Вообще самые высокооплачиваемые профессии на сегодня абсолютно стыкуются с теми, которые востребованы – разработчики программного обеспечения зарабатывают большие деньги. Примерно на том же уровне и даже выше – инженеры топового уровня на производствах. Зависимость между образованием и зарплатой есть, но я бы не стала здесь обозначать прямую зависимость. Решение вопроса «возьму ли я этого специалиста» не связано сегодня жестко с наличием профильного образования. На первое место, особенно в уникальных позициях, выходит опыт. Если человек умеет разрабатывать на C++, неужели я буду спрашивать у него диплом? Умеешь – круто, иди разрабатывать.
Сейчас все меньше ценятся – они все еще востребованы, но меньше ценятся в деньгах – специалисты по позициям, которые легко автоматизировать, которые выполняют рутинные простые действия, которые постепенно можно будет перепоручить программам, роботам. Поэтому какие-то ключевые компетенции специалиста будущего, в какой бы сфере он ни работал, это компетенции на стыке сфер и отраслей. В первую очередь, – касается это медицины, экономики, юриспруденции или чего-то еще, – выше цениться и быть более востребованным специалист сможет при наличии у него IT-компетенций в своей сфере.
Вот совсем недавно мы разговаривали с одной из моих коллег – у нее проблема с дочкой, которая заканчивает юридический факультет и после Дня карьеры с ужасом понимает, что юристы никому не нужны, что вакансии единичны. И разговаривая с ней, мы как раз коснулись проблемы многозадачности, стыка различных отраслей, и поняли, что добавив к ее юридическим компетенциям немножко технологий, мы получим, например, специалиста по электронной безопасности, который очень востребован, очень перспективен и много зарабатывает.
Поделиться: