Русский музей фотографии получил грант от благотворительного фонда Потанина. Из множества заявок было отобрано четыре – из Костромы, Керченска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Раздел «Приглашение передвижных выставок и выставок из фондов других музеев». То есть, мы писали заявку, чтобы Московский дом фотографии предоставил нам выставку, это более ста экспонатов, «Первоцвет». Это зарождение цветной фотографии, история ее развития – от начала XIX до начала XX века.
В конкурсе участвовало 90 заявок из большинства регионов, первый тур — 10, второй – четыре.
Выставка «Первоцвет» очень интересная. Мы и сами делали выставку к 155-летию зарождения цветной фотографии из своих фондов. Но у Московского дома фотографии, конечно, фонды значительно шире, и нижегородцам будет интересно увидеть дополненную и расширенную экспозицию. Там будет и Прокудин-Угорский, и Александр Родченко, и Василий Улитин, там будут интересные работы Дмитрия Бальтерманца и Бориса Михайлова.
Наша собственная выставка называлась «Стремление к цвету». Поскольку у нас первых цветных фотографий Прокудина-Угорского нет, только репродукции, чтобы обозначить его как пионера цветной фотографии. А стремление к цвету началось с раскрашенных фотографий Андрея Осиповича Карелина, Максима Петровича Дмитриева. Виды Нижнего Новгорода работы Карелина раскрашивал Шишкин. У Дмитриева очень много раскрасок по снимкам.
Есть раскраски и современных авторов.
Казалось бы, цветная фотография появилась в конце XIX века, а у нас ее не было даже в начале 80-х. Горький был закрытым городом, и она здесь появилась намного позже, чем в Москве и Петербурге, только в 90-х годах стало можно сфотографироваться на цвет.
Поэтому нижегородские фотографы, знаменитый фотоклуб «Волга», раскрашивали или тонировали – было местное тонирование, акцентами. Скажем, Лев Урусов раскрашивал, есть у него такая любопытная работа, золотые рыбки в вазочке. Есть очень красивая раскраска голубого платья у Павла Морозова. Фотографы как-то ухищрялись, применяли разные технологии. Станислав Яворский, Юрий Шпагин…
Сегодня мы наблюдаем обратный процесс – возвращение черно-белой фотографии. Когда человек ест много сладкого, ему рано или поздно захочется соленого. Всегда чего нет, того хочется. Была одна черно-белая фотография – хотелось ярких красок, пытались раскрашивать. Когда появилась черно-белая фотография, все кинулись ею заниматься, но наступило пресыщение, захотелось черно-белой сдержанной строгой графики.
В ближайшее время в РМФ откроется российский фотографический фестиваль «Светопись», причем, тема в этот раз – российские реки. Это в рамках года экологии. Но хотелось бы, чтобы нам присылали не только пейзажи, виды рек, но и людей, города, села, нравы, обычаи, жанровые сценки из быта людей, живущих на берегах Волги. Будет две номинации: «Современные авторы» — это современная фотография последних десяти лет, и еще одна, раньше мы такого не делали, «Старая фотография» — это конец XIX — 1960-е годы. Можно будет прислать электронные копии или же принести фотографии и мы их отсканируем. Самые лучшие работы войдут в экспозицию. Мне кажется, что зрителю будет интересно сравнить современные и старые фотографии в рамках одной выставки.
Поделиться:
Включение «КоммерсантъFM» в холдинг «Столица Нижний» я считаю положительным событием. Главное – средства массовой информации должны быть объективными и не стесняться критиковать власть, если есть за что.
Необходимо создать все условия, чтобы ничто не мешало выполнить необходимые работы по благоустройству Большой Покровской в срок. Предприниматели готовы временно демонтировать летние кафе, чтобы не мешать производству работ. Поскольку все понимают, как это важно для облика нашего любимого города, нашего района.
Мне импонируют те цели, которые ставит перед собой московская редакция «КоммерсантFM», и то, в чем они полагаются на «Столицу Нижний». Мы договорились, что в этом году будем активно освещать работу Международного бизнес-саммита, во время которого, кстати, состоится презентация обновленной радиостанции.