Первые шаги
Первые шаги Глеба Никитина по нижегородскому политическому полю оказались настолько неумелыми, что его уже сравнивают с младенцем, который только учится ходить. Сам он пока не может шагать, не опираясь на чью-то руку, а когда теряет опору, то сразу же оказывается сидящим на полу в смешной и неловкой позе. Если же оставить образы, то надо сказать, что новый врио губернатора демонстрирует полное отсутствие политического опыта.
Начал он с заявления о том, что хочет вернуть одноглавую систему местного самоуправления в Нижний Новгород. То есть высказался на тему, которая на протяжении двух с лишним лет остается одной из наиболее проблемных для региона, и фактически подписался под ответственностью за решение вопроса, который даже куда более опытному Валерию Шанцеву не удалось решить вот так же с наскока.
Мудрый политик подобен шахматному гроссмейстеру. Наметив для себя в качестве цели дебюта партии возврат «одноглавости», он начал бы совсем с другого, а именно укрепил бы собственную позицию, заработал бы собственный политический капитал, решая конкретные жизненные проблемы, волнующие большинство нижегородцев. Тем более что таких проблем в области хоть отбавляй, так что знай решай их одну за другой и завоевывай уважение жителей региона, становись узнаваемым и авторитетным. А уже после этого проси взамен отрубить у города одну голову. Проси не просто так, а мотивируя свое предложение именно тем, что его принятие позволит решить и другие проблемы – не отвлеченно политические, а влияющие на качество жизни миллионов людей.
Но Глеб Никитин начал явно не с того, проявив как отсутствие опыта, так и несамостоятельность. И отмеченные практически всеми экспертами в его речах ссылки на Администрацию Президента тоже подчеркивают, что новый назначенец не сам решает, что делать и что говорить, а делает и говорит то, что ему кто-то нашептывает. Опять-таки, открыто ссылаясь на федеральных чиновников, врио губернатора подстилает соломки в то месте, где может упасть, заранее подчеркивая, что первые шаги по региональной политической сцене он делает по подсказке из будки суфлера.
Согласитесь, было бы логично сначала встретиться с депутатами городской думы, услышать их мнение, оценить аргументы, а потом предлагать менять модель руководства городом. Еще лучше было бы выслушать не только муниципальных депутатов, но и депутатов Заксобрания, которые еще в прошлом созыве дважды отказывали прежнему губернатору, требовавшему вернуть Нижний Новгород к «одноглавости». И уж совсем замечательно было бы обратить внимание на результаты социологических опросов, показывающих, что большинство горожан по-прежнему выступают за возврат прямых выборов мэра. Но Глеб Никитин ничего этого не сделал, чем поставил себя в непростую ситуацию, из которой теперь придется искать выход.
Малыш и Карлсон
Заведомо неверные первые ходы сделал он и в кадровой политике. Пообещав на словах оценить доставшихся в наследство от Валерия Шанцева замов и министров и сделать выводы, Глеб Никитин начал с увольнения Романа Скуднякова, к которому как раз практически и не было претензий. Руководимая им пресс-служба губернатора и правительства с завидной регулярностью признавалась лучшей пресс-службой региона, и если бывший руководитель области был в значительной степени защищен от огня общественной критики, то главная заслуга в этом принадлежит г-ну Скуднякову. Увольнение этого профессионала вызвало резко негативную реакцию, причем недоумение по этому поводу высказывают отнюдь не только лояльные Валерию Шанцеву эксперты и журналисты, но и те, кто активно и даже агрессивно оппонировал губернатору на протяжении нескольких лет.
Причины отставки не называются кремлевскими источниками, но они обсуждаются и политиками, и чиновниками, и общественностью. По мнению автора этих строк, отставка Романа Скуднякова стала следствием его конфликта с Романом Антоновым. К этому заму Валерия Шанцева претензии накопились не только у бывшего губернаторского пресс-секретаря. Его отставки требовали депутаты фракций ЛДПР как в Заксобрании, так и в Госдуме в Москве. А на неделе фракция «Справедливой России» вынесла г-ну Антонову вотум недоверия, прямо заявив, что курируемый им блок внутренней политики «занимается расшатыванием политической стабильности в Нижегородской области».
Однако реакция Глеба Никитина оказалась вовсе не той, которая должна была бы последовать при подобных обстоятельствах, а, можно сказать, противоположной. Он не просто не реагирует на разгоревшийся скандал вокруг нижегородского Карлсона (как уже называют Романа Антонова, ставшего фигурантом очередного громкого скандала после публикации в федеральных СМИ ролика о пользовании г-ном Антоновым вертолетом, не принадлежащим ему и не арендуемым областным правительством). Наоборот, Глеб Никитин увольняет Романа Скуднякова, которого считали главным оппонентом Романа Антонова в областном правительстве.
При этом никаких других кадровых решений пока нет. Получается, что новый руководитель быстро нашел общий язык с такими фигурантами коррупционных скандалов, как Роман Антонов и Антон Аверин, и что из областного правительства уволили не слабое звено (хотя таких предостаточно), а чужеродное тело, каковым сочли Романа Скуднякова.
Штанишки старшего брата
В таком контексте не должны удивлять политические осечки Глеба Никитина и его крайне неудачные публичные шаги, поскольку не осталось в областном правительстве того профессионала, который как раз и мог бы грамотно выстроить информационную политику. В результате новый назначенец проводит какие-то встречи, но все эти встречи носят формальный характер и сообщения о них на лентах информагентств собирают ничтожные три-четыре десятка просмотров. В отличие от ролика про вертолет.
Самое неприятное, что покуда Глеб Никитин, подобно Малышу из сказки про Карлсона, донашивает штанишки старшего брата, действуя по наущению чиновников, доставшихся ему в наследство от Валерия Шанцева, продолжают страдать простые нижегородские семьи, качество жизни которых зависит от профессионализма областного руководства и от эффективности решений, принимаемых региональными чиновниками.
Люди ждут, что заработает программа капремонта, которая в регионе провалена в 2016 году и уже почти точно будет провалена и в 2017-м. А вопрос о передаче функций технического заказчика на муниципальный уровень опять торпедируется областными чиновниками и снова в этой связи звучит слово «коррупция».
Городу не хватает денег на решение самых насущных проблем, а врио губернатора предпочитает считать количество голов вместо того, чтобы посчитать, сколько процентов налога на доходы физических лиц зачисляется в бюджет Нижнего Новгорода, и разобраться, кто и почему предельно урезал в свое время городскую квоту. И такие примеры можно приводить один за другим.
Но Глеб Никитин плывет по течению, не принимая серьезных кадровых решений и не приведя за собой в правительство ни одного профессионала. Действительно серьезные и важные проблемы не решаются, от депутатских обращений врио отгораживается, и возникшее поначалу недоумение по поводу его бездействия сменяется разочарованием региональной элиты и недовольством простых нижегородцев.
А такое недовольство крайне нежелательно накануне президентских выборов, и времени на работу над ошибками у политического дебютанта остается на так уж и много.
Дополнительный приток доходов перед выборами мог вызвать и дополнительные расходы, позволившие Нижегородстату зафиксировать некоторый рост розничных продаж. Но общая ситуация большого энтузиазма не вызывает.
Правление клуба, в которое входят представители регионального руководства, должно затребовать у руководства «Торпедо» аргументацию стомиллионных трат на разрывы контрактов. Правительство и депутаты имеют необходимые инструменты для подкрепления своей настойчивости.
С учетом происходящего сейчас в экономике – модульные, оцифрованные бюджеты, – нужны кардинальные изменения и в работе спортивных клубов. Необходима цифровизация бюджета «Торпедо», ознакомиться с ним должны иметь возможность болельщики, широкий круг экспертов, общественников.