Как вновь избранный председатель Общественной палаты, я могу дать исключительно положительную оценку руководству Нижнего Новгорода. В первую очередь в части желания и выстраивания коммуникаций с городскими сообществами, это именно то направление, которое никогда в нашем городе не было в приоритете. И на протяжении всего 2017 года я видела не просто декларацию, а реальные шаги, которые городская дума делала навстречу жителям города и городским сообществам.
Могу с уверенностью сказать, что здесь не было никакого заигрывания власти с общественностью, это была хорошая работа, длившаяся девять месяцев. Мы проходили последовательно стадии некоторого взаимного недоверия, знакомства, и к сотрудничеству – через конкретный проект, через состоявшийся 25 августа Форум городских сообществ «Активный Нижний». Мы поняли, что можем друг с другом продуктивно взаимодействовать, и это было искреннее стремление всей команды, в которую входили и депутаты городской Думы, и активные жители города, представители различных городских сообществ.
Нынешняя власть Нижнего Новгорода доказала свою способность и готовность к компромиссу. Причем я бы не сказала, что нам слишком сильно с двух сторон приходилось идти на уступки. Мы смогли понять, что у нас общие единые высокие цели, и это позволило согласовать мелкие детали, видение которых у разных людей, естественно, различается.
По поводу требования отставки руководителей Нижнего Новгорода со стороны нового руководителя региона. Мы живем одновременно в своего рода биполе, где есть две жесткие позиции – де-юре и де-факто, – и между этими полюсами располагается реальная жизненная серединка.
Я как кандидат юридических наук, который основную работу провел по специализации конституционное и муниципальное право (я даже защищалась по проблеме муниципального права и у меня есть целый параграф о природе муниципальной власти), настаиваю на прямом конституционном указании на то, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
И очень важно, что органы местного самоуправления, согласно Конституции, не входят в систему органов государственной власти. Прямого подчинения и указания между ними быть не может. Я настаиваю на том, что Конституция Российской Федерации – акт прямого действия.
К городам-миллионникам все это относится точно так же, как и к районным центрам. В Конституции выделено два города-миллионника – Санкт-Петербург и Москва, – которые имеют статус субъекта Российской Федерации, где на уровне города действуют органы государственной власти. И если будет необходимо, Нижний Новгород тоже может быть переведен на такую систему управления, но – только через изменение Конституции. И все равно в Москве и Санкт-Петербурге городские сообщества вступают в диалог с государственной властью по поводу соуправления городом.
Отдельные статьи Конституции перечисляют вопросы, которые решают государственные органы власти Российской Федерации, которые находятся в компетенции субъектов Российской Федерации, и которые составляют круг полномочий органов местного самоуправления. Это де-юре.
Де-факто же мы понимаем, что система управления эффективно выстроена в вертикали власти, когда управленческие импульсы проходят сверху вниз и снизу вверх, когда есть обратная связь. Такая линейно-функциональная система работает – в армии, во всех вертикально-интегрированных холдингах, это проверенный инструмент управления. В том числе и территориями.
Желание главы региона поставить своего человека на управление Нижним Новгородом вполне понятно. Но каким образом это сделать?
Через безаппеляционное, как следует из открытых СМИ, требование, когда ты на днях был представлен в качестве главы региона, а в следующие выходные делаешь руководителям города, как в рамках другой культуры говорилось, «предложение, от которого они не смогут отказаться»?
Есть жители, которые выбирают депутатов, есть законы Нижегородской области, есть Устав города Нижнего Новгорода. Ведь мы же сначала находились в системе, когда глава города одновременно руководил и представительным органом, и администрацией, и город достаточно болезненно переносил внесения изменений в Устав в начале 2000-х после требований внедрить двуглавую систему. Эта новая система долгое время нащупывала – как распределить полномочия и работать…
Жителей города можно сравнить с работниками организации, которым все равно, какова численность совета директоров, главное – чтобы была работа, зарплата и премия. Возможно, горожанам не так уж принципиально, какова система управления и каким образом руководитель города получил свой пост. Но новый глава региона нижегородцам пока чужой.
Как член национальной инициативы «Живые города» я вижу на примере других регионов, что чем больше сила воздействия извне, тем больше ее неприятие. Все мы знаем этот закон физики: «сила действия равна силе противодействия». И чем активнее навязывается нам «я знаю, как лучше» со стороны облеченного властью или обладающего экспертным знанием, тем более четкий протест это порождает. Я думаю, у нижегородской элиты уже сформировалось четкое понимание, что без вовлечения горожан, представителей городских сообществ невозможно эффективно управлять территорией.
Какие бы красивые идеи и теоретические выкладки ни насаждались сверху, если идея не владеет массами, это имеет определенные последствия.
Использование диалога, модели проектный сессии, модерированной дискуссии о том, что и как лучше сделать, – очень эффективная технология, работающая там, где стороны действительно не просто декларируют желание пойти навстречу, а где это стремление реализуется в конкретных событиях, с подготовленным сценарием, с приглашенными модераторами. Дискуссия сторон с противоположными позициями без модерации – либо насилие, либо базар.
Эти технологии давно известны, они хорошо работали в Нижнем Новгороде в 2017 году, и мы прекрасно видим, как они работают в столицах и в других миллионниках.
Только сегодня утром я отправила статью про лучшие практики регионального развития и вовлечения горожан в проблемы территориального роста с Третьего международного форума пространственного развития, который прошел в последние дни сентября в Санкт-Петербурге. Все международные эксперты говорят о том же – об эффективности нового подхода, предполагающего вовлечение в управление городом городских сообществ и выстраивание горизонтальных отношений. По настоящему меняют города только ЛЮДИ, которые там ЖИВУТ.
Вертикально интегрируемые конструкции: «я решил, надо это моментально выполнить» на уровне социума, города, его жителей – они не работают. Это в холдингах мы работники, связанные должностными инструкциями, системой мотивации и KPI, а город – он губернатору не работник.
Поэтому будет очень важна коммуникативная составляющая в работе заместителей губернатора, которым придется сочетать приказы с убеждением и собственным примером, чтобы перевести управление регионом на проектную систему для повышения эффективности работы всего аппарата.
У нас слишком большая экономика, чтобы говорить о том, что какой-то ее сектор будет определяющим для развития региона. И политика господдержки в Нижегородской области ведется разновекторно, в зависимости от ситуации, которая в них складывается.
Никакой преемственности с курсом команды прежнего губернатора Валерия Шанцева у нового правительства нет. Все будет иначе. Стратегия принята, и даже по формальным признакам она другая.