В 2017 году определяющими для градостроительного развития Нижнего Новгорода были тенденции подготовки к чемпионату мира по футболу.
В прошедшем году мы уже серьезно занялись всей территорией Стрелки от улицы Бетанкура до реки Оки и начали реализовывать то, к чему мы давно стремимся – к созданию общегородского культурно-спортивного подцентра города. Это будет очень важное общественное пространство, играющее решающую роль в культурном развитии Нижнего Новгорода.
Что касается инфраструктурных объектов – строительство второго Борского моста, расширение въезда в город со стороны Афонино, реконструкция Молодежного проспекта, – то все это окажет влияние на развитие города и территорий рядом с Нижним.
Также у всех на слуху программа, начатая на федеральном уровне – это развитие комфортной среды. Это касается и дворовых, и общественных пространств. Почему это важно?
Впечатление о городе очень во многом зависит от его благоустройства. В качестве аналогии можно представить квартиру с шикарной планировкой – если у ней земляные полы и грязные стены, она всегда проиграет пусть скромненькой и утилитарной квартирке, где выполнен замечательный ремонт.
Это лицо города. И ощущение даже от архитектуры города на восемьдесят процентов зависит от его благоустройства.
Говоря об этом, нельзя не вспомнить, что наконец-то сдвинулся с места вопрос с Нижневолжской набережной. Мы возвращаем набережную городу и проведем ее благоустройство.
Проблемы с только что уложенным новым покрытием Большой Покровской улицы я как житель города, конечно, замечаю. Надо работать с подрядчиком, чтобы он исправил свои «косяки». Но проектом занимается городская администрация и там говорят, что весной проект будет доводиться до конца, одновременно будут ликвидироваться недостатки, которые «ушли в зиму».
Тема реконструкции Стрелки и споров с градозащитниками не закрыта, она находится в стадии обсуждения со всеми заинтересованными людьми. В 2017 году тема архитектурных конкурсов получила свое развитие. Конкурс проводился по Нижневолжской набережной, по дворовым территориям. По Стрелке был международный конкурс «Экоберег», где были продемонстрированы разные подходы. И мы рассмотрели разные варианты.
Сейчас нам надо понять основные концептуальные моменты. Что будет на этой территории – всем давно понятно и особых противоречий здесь нет. Это будет общественное пространство.
Как оно будет развиваться, зависит и от конъюнктуры, и от экономической ситуации, ведь что греха таить – любое общественное пространство благоустраивается за счет бюджетных денег, но хотелось бы заинтересовать и инвесторов через различные механизмы, в том числе государственно-частное партнерство. Поэтому вопрос требует тщательной проработки и какой-то временно́й перспективы. Но работы в этом направлении начаты.
Начала решаться и проблема обманутых дольщиков. И неслучайно, поскольку очень активное строительство ведется за границей Нижнего Новгорода, пошли разговоры про агломерацию, – мы должны решать вопросы не хаотичного развития агломерации, а упорядоченного. И к формированию транспортных схем, и к размещению средств производства и производственных сил, — ко всему нужно подходить вдумчиво, чтобы не довести ситуацию до коллапса, до спекания агломерации в большое неорганизованное формирование, которым будет трудно управлять.
Агломерация – это неизбежное зло развития, и лучше, чтобы это был управляемый, чем совершенно хаотичный процесс, приводящий к тому, что жизнь в этой агломерации становится невыносимой.
Нужно вовремя включиться, чтобы создать комфортные условия для развития – с сохранением зеленых поясов, зеленых зон, нормальной транспортной логистикой, без концентрации производственных мощностей в одном месте, а с распределением, позволяющим минимизировать маятниковую миграцию. Нужно создать условия, при котором люди охотней пользовались бы удобным общественным транспортом, чем личными автомобилями. Это большой комплекс проблем. Работа по этому вопросу начинается. И надеюсь, что мы не опоздаем.
По поводу принятых друг за другом диаметрально противоположных решений о распределении градостроительных полномочий между Нижним Новгородом и областью я могу сказать одно. Градостроительство бывает комфортным и хорошим только когда оно не является бюджетообразующей отраслью. Когда землей торгуют для того, чтобы наполнить бюджет, хорошего градостроительства не будет – все будет застраиваться очень плотно. Поэтому, наверное, правильней централизовать эту работу, чтобы во главу угла ставилось не извлечение прибыли, а создание комфортной среды.
Большинство автолюбителей, выбирая автосервис, выдвигают всего пару требований – чтобы он находился как можно ближе и чтобы там как можно дешевле все сделали. Это в корне неправильно.
Понятие компакт-класс возникло, когда на рынке появились квартиры сравнительно небольших площадей и доступные по стоимости – от миллиона двухсот тысяч рублей. Это, как правило, квартиры-студии от 18 до 20 квадратных метров.
Формы поддержки бизнеса нужно совершенствовать. Если сравнивать Нижний Новгород в плане экономики с Екатеринбургом и Казанью и другими достойными регионами, то динамика у нас хуже.