Я вчера остался в Нижнем Новгороде и дома у родителей нашел сертификат «Мастер управления», полученный мною после первого тренинга, это было в 2004 году. Но к тому времени я периодически выступал и делился теми знаниями, которые у меня были. В 2003 году я начал работать в кадровом агентстве и рассказывал о том, как правильно писать резюме. Слово «тренинг» здесь будет слишком громким. Это были небольшие выступления, человек на десять-двенадцать, в вузах, когда преподаватели, заменяя пары, просили меня выступить. Как-то даже в МГУ меня попросили заменить одного преподавателя, который был депутатом Госдумы и не смог прийти, а я приехал и рассказал про резюме.
В 2007 году я открыл свою компанию, кадровое хедхантинговое агентство. Есть и реальный сектор, я занимаюсь строительством, работая с коммерческой недвижимостью. То есть, это не только онлайн-решения и консультационные услуги, но и реальный сектор, который дает мне большую часть знаний о том, как устроен бизнес, как страна устроена. Поэтому я могу называть себя полноправным предпринимателем, понимающим все тонкости ведения бизнеса.
Какие вопросы задают люди на семинарах? Они не успевают задавать вопросы. Моя задача так вести разговор, чтобы вопросов не было. Я в самом начале говорю: «Коллеги, меня можно перебивать, можно грубить, задавать любой вопрос, подходить, выходить на сцену, отбирать микрофон и говорить все, что считаете нужным». Но люди не успевают – я стараюсь держать динамику, и проводить мероприятия настолько интересно с точки зрения контента, не воды, а сухого остатка, чтобы оставался минимум вопросов.
При этом мы с аудиторией постоянно общаемся. Здесь нет говорящей головы из серии «друзья, коллеги, вопросы потом». Нет – постоянная динамика и вопросы. Мне задают вопросы, я задаю вопросы. Но нет скучной лекции и «а теперь десять вопросов».
Один из самых популярных вопросов: «как увеличить прибыль?»
Вы знаете, какая сейчас самая распространенная вакансия в России? Менеджер по продажам. Вакансия номер один. На всех сайтах, во всех регионах.
Как увеличить прибыль? Правильно делать продажи. Фиксировать crm (cистему управления взаимоотношениями с клиентами), правильно мотивировать сотрудников. Нужны правильные скрипты диалога. Важны и продажи в мессенджерах, и рассылки, и соцсети… Но номер один – это продажи.
Номер два – это личная эффективность, управленческие компетенции. У меня как у бизнес-тренера в этом году появились новые темы: «Профессия – директор», «Коммерческий директор 2.0». То есть, я стараюсь брать сложные управленческие темы, когда нужно копать в вопросах мотивации и личной эффективности как руководителя, так и человека, которых хочет им стать.
Я провожу семинары по темам подбора персонала, рекрутинга. Ведь Ли Якокка сказал, что суть любого бизнеса сводится к трем вещам: персонал, продукт и прибыль, если у вас нет первого, о двух других можете забыть. Персонал, все, что связано с рекрутингом, мотивацией, собеседованием, – это то, что сейчас интересует и предпринимателей, и зрелых наемных руководителей.
По поводу финансовых страхов, с которыми сталкивается человек, намеревающийся открыть бизнес. Даниэль Дефо сказал: «Страх – это болезнь, расслабляющая душу, как расслабляет тело физический недуг». Мы не должны излучать страх, мы должны излучать здоровье, не бояться ничего, кроме явной опасности, такой как хулиган с ножом. А, например, публичное выступление – разве это страшно.
Последние шесть лет я активно консультирую врачей – работаю с психиатрами, неврологами, обучая их, как обращаться со сложными пациентами. Однажды мы завели тему про гормоны. Есть гормон кортизол, который еще называют «гормоном стресса», «гормоном страха». Он выделяется, когда вы чего-то боитесь. Нужно кортизон заменить эндорфином.
Начинающим предпринимателям я бы посоветовал три ниши. Во-первых, это сервис.
Во-вторых, IT-направление – оно просто бездонное. Например, я сейчас переделываю свой личный сайт, сайт компании Tom Hunt, считается, что каждые два-три года сайт нужно обновлять, чтобы увеличилась скорость, чтобы было удобно клиенту. А есть еще приложения, телеграм-боты, огромное количество сервисных решений для клиента…
И, наконец, третье. Когда у нас в 2014 году открылись более удобные условия для производства чего-либо (я говорю о курсах, о разнице валют). Наверное, это более сложно и рискованно, но производить в России и продавать за рубеж то, что будет лучше, это направление, над которым нужно размышлять и принимать осторожные решения.
Если мы говорим о первых двух направлениях, то денег для стартапа не нужно совсем. С производством, конечно, сложнее, там большие затраты на основные средства. Но чтобы запустить свой бизнес обычно не требуется огромных денег.
У задающих этот вопрос – «где взять деньги?» — я на семинарах спрашиваю о сфере их деятельности. Человек собирается что-то шить, говорит, что ему нужно купить машинку, арендовать офис, нанять сотрудников. Зачем тебе сотрудники, зачем тебе офис? Начни шить, начни продавать, запусти рекламу на пять тысяч рублей, офис стоит двенадцать. Весь бюджет уложится в сорок тысяч рублей.
И большинство присутствующих в зале, процентов семьдесят, понимали, что деньги-то им, оказывается, не нужны. Работать можно и дома. Достаточно своей комнаты и телефона. Остальным тридцати процентам нужно суметь найти инвесторов, чтобы продать им свои идеи. Помню, была передача «Капитал» — ты продавал свои идеи, и кто-то из инвесторов соглашался. Ищите. В кабинете в деловом центре сидят два бизнесмена, входит мальчик, представляется, говорит: «У меня есть проект, посмотрите, пожалуйста. Я вам перезвоню через два дня». Пошел обходить дальше. Что вам мешает это сделать?