Победа в конкурсе «Лидеры России» далась мне нелегко. Но могу сказать, что у нас изначально была выбрана правильная стратегия работы в команде.
Были советы побеждать, быть лидером, «рвать всех харизмой»… Но был и другой подход – и так уже отобрано триста человек лидеров со всей России, нет смысла продолжать соревноваться по той же схеме.
И мы сделали ставку на взаимодействие, на сотрудничество, поставив задачу показать, как бы ты себя вел, если бы тебя куда-то в случае победы назначили на какую-то должность. Тебе необходимо будет сотрудничать, взаимодействовать, выстраивать работу в коллективе. Мы подбирали свою команду именно по этому принципу, только из тех, кто готов работать по этой стратегии. И она сработала – из семи человек четверо стали победителями финала.
Конкурсов было очень много. Очень понравился урок по лидерству в школе. Нам было необходимо вдвоем за сорок минут со случайно подобранным участником финала провести урок по лидерству.
В СМИ проходил видеоряд, где мы делали скворечники. Казалось бы, триста человек собрались в Сочи и делают скворечники – несколько странно. Но это был прекраснейший тренинг по бережливому производству.
Изначально мы всемером не смогли сделать. Работали быстро, крутили саморезы, у нас в команде был вице-губернатор одного из субъектов, не менее значимые товарищи – эти люди своими руками собирали скворечники. И нам не удалось за 24 минуты по всем предоставленным чертежам сделать один скворечник.
Нам показали, как улучшить результат. В результате мы вшестером – одного человека высвободили – смогли сделать шесть. А потом нам показали, как люди спокойно, не суетясь, могут сделать вдвоем один скворечник за три с половиной минуты.
На многих это произвело неизгладимое впечатление, и один из членов нашей команды в три часа ночи прислал сообщение – он три-четыре часа сидел думал, как оптимизировать работу, и показал, как можно одному сделать скворечник за четыре минуты.
Это прекраснейший тренинг по бережливому производству. И люди, которые сами покрутили саморезы, теперь будут применять этот подход у себя на работе – на уровне субъекта, муниципалитета, в бизнесе.
Как я распоряжусь полученным грантом? Сейчас есть несколько предложений от бизнес-школ, которые готовы предоставить скидки. Но у финалистов сейчас основной посыл такой – не надо торопиться, надо подумать, проявить активную лидерскую позицию, дать свои ожидания, в том числе и ценовые, тем же бизнес-школам. Я сторонник того, чтобы сделать отдельный образовательный практикум, который бы учитывал все особенности финалистов и победителей конкурса и провести свою бизнес-программу при какой-то из бизнес-школ.
Что касается предложений работы, то на сегодняшний момент у меня нет ни одного, который был бы связан с участием или победой в финале конкурса «Лидеры России». Можно сказать, я нажал кнопку социального лифта и нахожусь в ожидании. Но вне зависимости от того, поступят ли мне предложения, связанные с участием в конкурсе, это был потрясающий опыт взаимодействия. Как говорил мой руководитель, в любом экзамене есть обучающий элемент. И это было прекрасное обучение, тренинг личностного роста.
У нас была встреча с губернаторами. Глава Самарской области Азаров рассказывал, что после того, как он стал губернатором, он теперь «Азаров 2.0». Я не считаю, что я теперь «Алехин 2.0», но версия 1.5 точно уже есть.
Для меня сейчас ключевым вопросом является то, насколько для губернатора Нижегородской области Глеба Никитина будет интересно взаимодействие со мной, насколько я могу быть здесь полезен.
Думаю ли я о переезде, например, в Москву, если поступят такие предложения? Я в этом отношении вспоминаю евангельскую притчу о таланте, как о возможности, которую ты либо реализуешь, либо нет. Я очень не хочу зарыть свой талант и замереть в ожидании как тот красивый Ждун. Я хочу, чтобы этот талант принес десятикратную пользу мне, области, стране – как получится.
Если сейчас я не смогу реализоваться в Нижегородской области, как ни жаль, но я буду вынужден рассматривать и другие варианты. Я нижегородец, провел много лет в Москве и вернулся в Нижний, мне здесь больше нравится, мне здесь комфортней, мне хочется развивать свой регион. Посмотрим, как получится.
Какой результат получат соперники Никитина, если действительно вложат деньги в избирательную кампанию? Повышение так называемого уровня публичной известности? Ну получит оппонент какой-то уровень публичной известности – через две недели его люди забудут.
Надо отметить кадровый голод, который испытывает Нижегородская область. Губернатору легче – он может находить полезные кадры в Москве и других регионах, что он и делает. А на городской уровень людей вытащить непросто.
Учитывая, что в глобальном смысле на губернаторский срок Никитина выпадет, скорее всего, транзит федеральной власти, вопрос о человеке, который будет курировать внутреннюю политику, встает достаточно остро.