За последние пятнадцать лет «Столица Нижний» прошла очень большой путь. Согласно рейтингу владельцев коммерческой недвижимости, который ежегодно составляет сайт malls.ru, наша компания занимает пятнадцатое место в России с портфелем сдаваемых площадей более 250 тысяч квадратных метров.
Первым объектом стал открытый в 2003 году торговый центр «Этажи». Все мы помним, что в конце 90-х, начале 2000-х годов инфраструктура Нижнего Новгорода представляла собой рынки под крышей и открытые рынки.
«Этажи» стали первым квалифицированным торговым центром Нижнего Новгорода. До сих пор он является архитектурной доминантой улицы Белинского. Он достаточно серьезно изменил эту улицу – с деревянными домами, со столовой завода «Старт», на месте которой и появился этот торговый центр.
Теперь это совершенно другая улица, которая стала по праву ведущим торговым местом Нижнего Новгорода, ведущей торговой улицей.
ТЦ «Этажи» для старта своего развития в нашем городе выбрали многие именитые компании: «Л’Этуаль», «Тинькофф», «Наф-Наф», «ПроМод», сеть Валентина Юдашкина.
Следующим важным шагом стало строительство торгового центра «Республика». Площадь Революции – это транспортные ворота Нижнего Новгорода. Большая часть прибывающих в Нижний Новгород людей первое, что видят, выходя из Московского вокзала – это площадь Революции и ее доминанту – ТЦ «Республика». Перед нами стояла очень серьезная задача. Нам предстояло снести те ларьки, которые находились на этом месте, построить современный, достойный этого места объект и благоустроить площадь Революции. С этой задачей мы успешно справились. Был построен крупнейший на тот момент торговый центр Нижнего Новгорода, который для старта своего развития в нашем городе выбрали такие марки, как Esprit, Lulu Castagnette, For You, Zarina, Adilisik и Oodji.
Что касается торгового центра «Фантастика», то он до сих пор является лучшим по наполнению, по людскому трафику и флагманским проектам в Нижнем Новгороде. Основная сложность при проектировании этого центра состояла в том, что проектировался он в крайне депрессивном месте, каким на тот момент была улица Родионова. Перекресток Родионова и Деловой представлял собой два больших снежных полигона и одиноко стоящий дом, куда переселяли людей с маневренного фонда. Архитектурным консультантом «Фантастики» компания выбрала бюро Chapman Taylor, всемирно известное английское бюро, которое проектировало много зданий по всему миру. Нашей целью было создать торговый центр, который будет актуален и через десять, и через пятнадцать лет после открытия. Считаю, что мы успешно справились с этой задачей. Прошло десять лет, а «Фантастика» до сих пор самый актуальный проект в Нижнем Новгороде.
Для старта своей экспансии в Нижнем этот центр выбрали крупнейшие мировые розничные сети – принадлежащая сети Metro Group торговая сеть Real, торговая сеть товаров для дома OBI. Впервые в «Фантастике» нижегородцы увидели бренды компании Inditex – это ZARA, Bershka, Pull and Bear, Stradivarius, впоследствии к ним добавились Massimo Dutti и Zara Home. Нижегородцы впервые увидели здесь бренд Reserved, бренд Cropp Town и еще очень много других международных и федеральных магазинов.
После «Фантастики» нашей задачей стало открытие крупного центра с российскими и международными операторами в заречной части Нижнего Новгорода. Как известно, там проживает порядка одного миллиона человек, но на тот момент на этот миллион человек по сути был единственный квалифицированный торговый центр, это «Республика», и он, естественно, не мог закрыть потребности жителей заречной части города. В 2012 году нами был открыт торговый центр «Седьмое небо», он имеет очень лаконичную планировку, будучи построен в одном этаже. Он подарил нижегородцам первый и единственный на данный момент IMAX-кинотеатр в Нижнем Новгороде, был открыт первый в России 4DX-кинозал. Это все было сделано в сотрудничестве с сетью «Синема Парк». Также впервые в Нижнем здесь появились бренды Terranova, LC Waikiki.
Проектируя торговый центр «Жар-Птица», мы ставили перед собой задачу сохранить уникальную историческую составляющую этого места – рыночную торговлю. И сам проект «Жар-Птица» состоит из двух частей – торговый центр и торговые ряды, ставшие уникальной площадкой, на которой проводятся гастрономические фестивали, дегустации, творческие, кулинарные мастер-классы. В торговом центре тоже присутствует уникальный торговый формат – магазин-салон «Жар-Птица», которые представляет те народные промыслы, которые издавна существуют на территории Нижегородской области и в ближайших регионах.
Когда на ФК НН приходят двадцать-тридцать тысяч зрителей – это показатель. Почему в прекрасной (якобы) Казани, которая вроде бы обходит нас по всем показателям, на команду РФПЛ «Рубин» ходит меньше десяти тысяч?
Мы помним с 90-х годов радикальные решения, когда не удавалось прийти к консенсусу, – ресурсоснабжающие организации отключали от снабжения соответствующие организации. Таких методов решения проблем мы не видим уже давно.
Урегулирование задолженностей муниципалитетов перед теплоснабжающими организациями в преддверии зимы – тема «вечная» и больная, относящаяся к традиционным российским вопросам «кто виноват?» и «что делать?». Трещащие по швам бюджеты – отнюдь не лучший повод для оптимизма.