В новой стратегии развития Нижегородской области до 2035 года определены основные точки роста, по которым мы в ближайшие годы будем стремиться к целевым значениям.
С точки зрения президентского 204-го майского указа, безусловно, эти показатели для стратегии будут являться целевыми. И следующий этап работы это разработка основных мероприятий с конкретными сроками и расчетами объемов финансирования, которые уже в рамках работы по реализации стратегии лягут в основу государственных программ либо проектов, которые стартуют в области для реализации в 2018 году или уже стартовали.
Акценты в новой стратегии поменяются. Не скажу, чтобы капитально, поскольку предыдущая стратегия развития человеческого капитала тоже была основным направлением и целью стратегирования. В новой стратегии развитие человеческого капитала тоже остается на первом месте.
Второе основное направление в стратегии – экономического развития.
Третий раздел появился вновь, на федеральном уровне с прошлого года была принята концепция пространственного развития и в Российской Федерации появились новые понятия, которые в сфере регионального стратегирования должны занять свою определяющую роль.
В чем разница между новым проектом и предыдущей стратегией, которую мы заканчиваем реализовывать? В предыдущей стратегии акцент был на ключевых отраслях. Там все усилия правительства и реперные точки для роста основных отраслей были сделаны с креном в развитие автомобильной промышленности, химической промышленности, и вокруг этого строилась вся организационная работа.
Сейчас подход будет иметь все же комплексный вид. Чтобы развивать отрасли, которые составляют основной налоговый потенциал Нижегородской области, будет определенным образом активизирован подход кластеризации.
Те показатели социально-экономического развития, которые мы сейчас имеем, это показатели, которые коррелируют с тем стратегическим документом, который был разработан в 2006 году. Стратегия определяла темпы и показатели в достижении ключевых вещей.
Первое – доходы населения, и по анализу 2017 года можно сказать, что те показатели, которые закладывались в 2006 году, мы выполнили. Если тогда у нас отставание от среднего уровня доходов Российской Федерации было практически в три раза, то сейчас в общестатистическом значении среднего заработка мы отстаем где-то на 150 рублей.
Потенциал у Нижегородской области огромный, и мы как в предыдущей стратегии, так и в новой позиционируем ее как привлекательный для инвестиций регион. При этом мы проводили глубокий анализ причин того, что в последние годы темпы роста инвестиций у нас снизились.
Одно из обстоятельств, приведших к этому, общеэкономическая ситуация. Позиция России в международной повестке очень сложная, и те санкции, которые применяет Европа по отношению к России, с точки зрения взаимоотношений внутри мирового рынка свою роль сыграли.
С другой стороны, санкции послужили поводом к тому, что правительство Российской Федерации предприняло значительные и капиталоемкие меры по развитию внутреннего производства. Это коснулось и Нижегородской области.
У нас возникла необходимость отработки внутрикооперационных цепочек, формирования кластерной политики. И сейчас мы видим хороший положительный результат. Рынок Российской Федерации достаточно обширный, есть куда двигаться, развивая свое собственное производство. И если перейти к стратегии, в промышленном блоке сформулирована задача отработки цепочек глубокого передела – и в сельском хозяйстве, и в промышленности.
Когда люди в Нижегородской области почувствуют, что стали жить лучше? Про каждого конкретного человека сказать сложно. Я представляю экономический блок, поэтому оперирую общими цифрами, которые дает статистика. Статистика берет цифры не из головы, это объединенные итоги работы, все, что происходит в регионе, объединяется в один массив данных и статистика выдает средний результат, чтобы у органов управления была возможность оценить динамику. Так вот динамика развития этих показателей находится в положительной плоскости.
Более того, правительство вместе с Центробанком проводили определенные мероприятия по снижению инфляции, и показатели роста превышают инфляцию в два раза.
С точки зрения социального аспекта этой работы, было реализовано много мероприятий – это строительство детских садов, строительство новых школ и расширение существующих для ликвидации второй смены. Последнее время у нас появляются большие капиталоемкие инфраструктурные объекты. В прошлом, этом и будущем году мы привлекаем федеральные средства по программе «Безопасные и качественные дороги». И нижегородцы получат возможность эксплуатировать дорожную инфраструктуру в том качестве, которое предусмотрено нормативами.
Мало того, что помощник депутата может быть пойман за употреблением алкоголя, наркотиков. А если он еще и участвует в каком-то мероприятии, имеющем характер политического, и при этом оппозиционного направления, как в случае с Москвиным?
Если за молодым политиком начинает тянуться какой-то негативный шлейф и появляется необходимость решать связанные с этим ситуации, он становится опасным, или, как сейчас принято говорить, «токсичным». С таким человеком расстаются сразу же.
Москвин человек очень осторожный. И помощника он уволил, не дожидаясь результатов расследования тоже из осторожности – надо честь блюсти. О судьбе уволенного в этот момент никто не думает.