То, что сейчас называется уличным искусством, или стрит-артом, это более осмысленное искусство, более концептуальное, сюжетное, оно подразумевает диалог с прохожими, в отличие от граффити, направленного на диалог только внутри комьюнити. Есть серьезные авторы, уже принятые в галереях.
Граффити и стрит-арт схожи тем, что это инициатива авторов, инициатива снизу, когда каждый художник сам решает, насколько он будет уместен в конкретном случае и сам себе позволяет что-либо делать.
Фестиваль «Место» имеет под собой легальную историю, согласование с администрацией Нижнего Новгорода и так далее. Поэтому мы как его организаторы (а я не один – в команде есть ребята, которые мне помогают) ведем длительный согласовательный процесс – с жителями, с собственниками объектов, с администрацией. Сначала ты выбираешь объекты, потом приглашаешь художников, собираешь эскизы, идеи, макеты, которые далее согласуешь с жителями.
Творческий процесс начинается, когда приезжают художники и воплощают эти задумки. Я здесь выступаю скорей как организатор, а не как художник.
Я задумывался – зачем мне все это, почему я не делаю вместо этого свои проекты как художник (а я их делаю)? Просто я чувствую свою причастность к каждой работе, которая появляется на фестивале, как будто я являюсь соавтором – и в процессе согласования, и на объектах, когда я помогаю художникам. Поэтому после фестиваля, когда в городе остаются какие-то работы, я ощущаю частицу своего участия в них.
В нынешнем фестивале у нас не было тематик, каких-то заданий для художников, все работали в своих авторских стилях, в том подходе, в котором они привыкли работать. Концепция фестиваля – предоставить свободу художникам, показать широту и многообразие уличного искусства в разных стилях и направлениях. Каждый художник решал, что он хочет сделать и высылал эскизы.
Мы в этом году замахнулись на большой объем, пригласили много художников и удалось создать много объектов. В прошлом году фестиваль был поскромней, поменьше, хотя объектов тоже было немало. Я тогда очень устал, потому что организационная работа сильно выматывает. И я подумал, что если и продолжу делать фестиваль, то сделаю его более символическим, не таким масштабным.
А в итоге получилось, что у нас гораздо больше объектов, как-то само собой все стало нарастать. Ну и подключилось больше людей, которые помогали организационно, больше стало волонтеров. И, чувствуя такую поддержку, хочется продолжать, расширять эту историю.
Захотелось расширить границы в плане подхода и техник. В этом году у нас были уникальные работы, в том числе серия барельефов – на стенах преимущественно рисуют, а мы показали, что какие-то вещи можно делать и из бетона, можно делать видеопроекции. В рамках фестиваля совместно акцией «Ночь музеев» у нас один художник делал интерактивную видеопроекцию на дом, которая имела элемент игры – каждый желающий мог не только наблюдать, но и поучаствовать. Это тоже стрит-арт, поскольку на улице. Были и ребята, работающие с трафаретами.
Также в этом году мы восстановили работу с крокодилом, которая была сделана в далеком 2006 году, тогда она прожила несколько лет – во время ремонта ее закрасили. Но ее многие помнят, это был едва ли не первый знаковый стрит-арт объект в городе.
Готовя этот фестиваль, мы вглядывались уже и в перспективу следующего года. Мы подумали, что у нас уже слишком большое скопление уличного искусства в центре города, в исторической части и нужно выходить дальше. В этом году отдельные объекты появились на Мещере, но основное скопление все же в центре.
Мы подумали, что надо уходить в спальные районы, преображать городские пустоты, наполнять их новыми точками притяжения.
Самым лучшим полпредом в ПФО, как это ни странно, был первый – Сергей Кириенко. Потом уровень эффективности полпредов снижался медленно, но верно. И если сравнивать Кириенко и Бабича, то это небо и земля.
В том, что вчерашняя встреча врио губернатора Нижегородской области с премьер-министром Дмитрием Медведевым имеет в том числе и электоральное измерение, нет никаких сомнений.
Чтобы не целевой программой выделяли муниципальные средства, а единичным траншем – миллион двести тысяч рублей непосредственно на консервацию домов, да еще и расселенных по программе ликвидации ветхого фонда, – такого еще нигде не было, не только в Нижнем Новгороде.