В результате целого ряда причин в России нарушены все социальные лифты. Системы подбора кадров для карьерного роста и работы в госструктурах практически нет. Раньше, в Советском Союзе она была – пионерия, комсомол, школы подготовки кадров для управления.
Сегодня есть «Молодая Гвардия «Единой России», есть «Единая Россия», но этого пока слишком мало для полноценной системы формирования кадрового резерва.
И «Команда правительства» в Нижегородской области – это попытка на региональном уровне создать образец, методику поиска кадров для дальнейшей с ними работы и, возможно, для замещения вакансий. И с этой точки зрения программа «Команда правительства» имеет все перспективы стать полезным инструментом отбора кадров для управления регионом и для местного самоуправления.
Эксперты могут заявлять, что результаты того же конкурса на должность министра культуры Нижегородской области известны заранее, но нет фактов, что среди кандидатов присутствует специально внедренный человек. С другой стороны, среди кандидатов всегда будет фигура, которая более всего подходит для конкретной работы.
У экспертов может быть свое мнение, они могут достаточно точно предугадать, кто имеет все шансы стать министром культуры. И на этом основании они могут заявлять, что заранее знали результат. Но могут ли они доказать, что он был предопределен?
Присутствовала на первой стадии отбора называемая фамилия? Наверняка присутствовала. Можно посмотреть, откуда и каким образом этот человек появился. Система достаточно открыта – ты подаешь электронную заявку и попадаешь в базу, потом база отсекает всех заведомо неподходящих, остается энное число кандидатов, с которыми работает комиссия.
Нужен ли нам случайный человек на должности министра культуры? Мы хотим, чтобы министр культуры был выбран вслепую или чтобы он мог решать задачи развития культуры в нижегородском регионе, в том числе с возможностями развития туристического кластера?
Ведь культура существует не сама по себе, она должна работать – не в смысле прямого пополнения бюджета, а в плане привлечения туристов. Тем более что приближается восьмисотлетие Нижнего Новгорода, необходимо поднимать культурно-исторический пласт.
Сколько нужно всего восстановить, сколько предстоит узнать нового о городе, чего мы не знаем. Или забыли. Все это должен будет организовывать министр культуры. Он должен будет распределять бюджетные деньги – что восстановить, а что подождет. Потому что нельзя утверждать, что любое деревянное здание в городе это культурная ценность – нет, далеко не так. И надо очень четко отделить зерна от плевел: это культурная ценность, а это нет.
Замещаться по конкурсу «Команды правительства» в перспективе могут все должности, носящие публичный характер, интересный для всего населения и, возможно, в тех сферах, где нет явных претендентов внутри действующих управленческих структур. А вот там, где требуется высокий профессионализм и глубокий специальный опыт, подход должен быть несколько другим.
В любом случае необходимо формировать массу молодых людей, которые хотят быть в кадровом резерве управления, которые готовы обучаться и работать в разных структурах общественных, некоммерческих и т.д., чтобы показать свой талант к управлению и набраться опыта управления. Вот в чем смысл этого отбора.
И при этом не важно, вырос молодой человек в рабочей семье в удаленном поселке или в семье интеллигентов в центре Нижнего Новгорода. Тем более что сегодняшняя стратегия подразумевает, что образование должно быть доступно любому человеку в равной мере, где бы он ни жил. Это все взаимосвязанные задачи.
«Команда правительства» — это первый опыт. Не скажу, что первый блин комом, нет, отбор шел, заявок было много. И это доказывает, что в Нижегородской области есть люди, не имеющие возможности проявить себя в управлении.
С другой стороны, есть и другие системы, которые можно привлечь для решения этих задач. Сейчас очень много волонтерских организаций, общественных организаций, фондов, где молодые люди проявляют себя в разного рода деятельности. Они тоже должны попасть в эту базу.
И за ними кто-то должен смотреть – вот проявился лидер, вот проявился лидер, – и не ждать, пока они напишут заявление, а пригласить и предложить место в резерве, предложить обучение.
Комсомол работал по такому принципу, давая возможность поработать председателем дружины, секретарем школьного комитета, комсоргом класса, – каждый находил свой интерес и двигался дальше. Да, кто-то останавливался на этом уровне и никуда не попадал, «отбраковывался», а кто-то проходил дальше, попадал в структуру горкома, обкома, переходил на партийную работу. И на большой масштаб приходили уже готовые опытные руководители.
Посмотрите, сколько среди нынешних руководителей бывших комсомольцев – не потому, что их кто-то протежирует, а потому, что они прошли качественную школу управления.
И программа «Команда правительства» пытается решить эту проблему в сегодняшних реалиях. Получится у Нижегородской области – можно будет распространить опыт на другие регионы.
Примерно то же самое, только на другом уровне, делается в Москве – это та школа, которую закончил Глеб Никитин, которую закончил Владимир Панов. Это другой уровень, куда отбираются люди из другого круга – депутатов Госдумы, уже проявивших себя управленцев. И там тоже присутствует отбор, не все попадают в эту школу.
А ведь из всей этой команды лишь семь человек стали губернаторами, здесь нет автоматизма. Это система подготовки и отбора кадров для управления, на разных уровнях разная. В нашей области губернатор Никитин пытается создать систему социальных лифтов на региональном уровне.
Представленные Нижегородстатом данные, согласно которым уровень реальных доходов жителей нашей области снижается на фоне роста зарплат и объемов розничной торговли, свидетельствуют об одной неприятной тенденции.
Даже многие студенты педуниверситета после его окончания не идут в школы. С учительским корпусом есть очень серьезные проблемы. При этом он нуждается не только в пополнении, но и в обновлении.
Жители любого района хотят, чтобы метро шло в их сторону. Если же говорить о некой городской транспортной связности, то в этом смысле продление метро по нагорной части увеличивает ее в большей степени, чем появление новых станций в сторону Сормово.