После сентябрьских выборов в правительстве Нижегородской области должны произойти существенные перестановки.
Заместитель губернатора Дмитрий Сватковский при успешном исходе выборов в Законодательное собрание перейдет на работу в качестве депутата. Уход другого зама, Антона Аверина, тоже позволяет прочертить некий вектор.
Но основные изменения будут связаны с функциональной перенастройкой кабинета. Глава региона Глеб Никитин ориентируется на модель так называемого «проектного офиса», а это вещь достаточно новая для сложившейся традиции нижегородского правительства. Потребуются и кадровые, и функциональные изменения. Поэтому можно до конца года ожидать активный процесс переформатирования работы правительства.
Мы увидим, скорее всего, изменения и на уровне министерств, и на уровне межведомственного взаимодействия в направлении перехода к «проектному офису». Думаю, эта задача будет решаться достаточно настойчиво.
Позитивный ориентир будет состоять в том, чтобы сосредотачивать имеющиеся и всегда ограниченные ресурсы на каких-то проектных задачах, с тем чтобы максимально быстро получать интегральный эффект по приоритетным направлениям.
Сложность состоит в том, что проектная настройка требует более точного понимания геометрии труда современного государственного служащего. А в этой части – количество и качество трудовых операций, «сколько и чего» нужно – готовых рецептов нет. И очень вероятно, что Никитин столкнется со сдерживающими факторами, которые могут растянуть процесс внедрения модели «проектного офиса» в практическое управление регионом.
В связи с этим нельзя исключить прихода в Нижегородскую область значительного числа управленцев с федерального уровня и других регионов.
С одной стороны, мы видим, что в последние два года центр поддерживает ротационную модель, связанную с управлением кадрами для муниципальной и государственной службы. Чиновники перемещаются из региона в регион – и горизонтально, и вертикально. С городского уровня на уровень областного правительства и так далее. А значит, этот ресурс может быть использован и в Нижегородской области.
Вторая сторона дела связана с тем, что курирующие наш регион или активно присутствующие в нем госкорпорации (я имею в виду Росттех и Росатом) также обладают существенным кадровым потенциалом и опытом успешного менеджмента. Потенциально их кадровые ресурсы также могут быть использованы для обновления правительства нашего региона.
Мы видим, как технология Росатома, казалось бы, очень специфическая, трансформируется и адаптируется к реализации таких проектов, как, например, «Бережливая поликлиника». То есть, у госкорпораций есть управленческие решения, которые могут трансформироваться, тиражироваться и инкорпорироваться в разные сферы, в том числе и в сферу госуправления, в которой определенная работа уже ведется.
Что касается персоналий в нынешнем составе правительства Нижегородской области, то Евгений Люлин вполне может остаться. Александр Байер – с меньшей вероятностью. Хотя выдвижение Люлина кандидатом в члены Совета Федерации допускает вероятность того, что позицию первого заместителя губернатора может занять новый человек.
Вообще, точечные кадровые прогнозы по правительству Нижегородской области сейчас давать очень сложно. Дело в том, что и уровень полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе находится в состоянии транзита, и уровень региональной власти. И поскольку какой-то отработанной модели ротации на разных позициях нет, поскольку она каждый раз адаптируется к конкретной ситуации, персональные прогнозы давать довольно трудно.
А то, что от фигуры нового полпреда в некоторой степени будут зависеть вопросы формирования регионального правительства, не вызывает сомнений. Мы видели, что работа полномочного представителя президента имеет определенную проекцию на субъект федерации, поэтому подстройка регионального уровня под нового полпреда вполне возможна.
Деньги на реставрацию найдутся, когда город научится зарабатывать деньги, когда, наконец-то, заработает хотя бы на среднюю мощность нижегородский малый бизнес. А ждать инвесторов или манны небесной дело бесполезное.
Если говорить о трех представителях нашего региона, вошедших в нынешний список Forbes, то появление там Сергея Кириенко и Алексея Лихачева не вызывает вопросов. Что касается Глеба Никитина, то его включение в список – это пока большой аванс.
Следует предположить, что новый состав правительства будет искать собственные стратегии диалога с нижегородской общественностью, и важной характеристикой этих отношений должна стать коллегиальность.