Оценивая результаты соперников Глеба Никитина на выборах губернатора Нижегородской области, сложно говорить о КПРФ, поскольку эта партия в предыдущих выборах главы региона не участвовала. Кандидат коммунистов не был зарегистрирован, поэтому мы можем только гипотетически представить результаты, которые он мог бы получить.
Мне кажется, что результаты КПРФ у нас недостаточно высокие сравнительно с картиной в целом по стране. В некоторых регионах коммунисты одержали очень серьезные победы, у них явно добавится губернаторов; где проходили выборы в региональные легислатуры, КПРФ показала очень высокие результаты – свыше двадцати процентов. Если это сравнивать с результатом Владислава Егорова, который представлял партию в Нижегородской области, КПРФ здесь выступила очень слабо.
Что касается ЛДПР, то хотя Курдюмов явно увеличил свои результаты сравнительно с 2014-м годом, сказать, что он достиг максимальных результатов, тоже нельзя. Я думаю, что политический опыт и опыт предвыборной борьбы, которым он обладает, мог бы принести и больший результат.
Но Курдюмов выступил примерно в рамках тех электоральных границ, которые всегда соответствовали результатам ЛДПР.
Опять же, если посмотреть на результаты Галины Клочковой, представляющей «Справедливую Россию», то они неплохие. В большинстве регионов эсеры потерпели сокрушительное фиаско. Эта партия вообще колеблется на грани жизни и смерти, что хорошо осознают и члены «Справедливой России» — даже лидер эсеров Сергей Миронов не раз говорил, что партии нужно срочное реформирование (я бы даже сказал реанимация). И результаты, которые показала Клочкова – максимальные для «Справедливой России», если оценивать состояние партии в целом в стране и, тем более, в Нижегородской области после того, как явный и безусловный лидер регионального отделения (Александр Бочкарев – АПН-НН) лишился возможности участвовать в выборах.
Достаточно высокие результаты для технического кандидата показал технический кандидат (Александр Быков от «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» — АПН-НН).
В целом выборы для всей четверки были очень похожими на договорной матч – играем, но тельняшки на себе не рвем. Играем, но не выигрываем. Что касается причин такого подхода к ведению кампании, то я сошлюсь на мнение своих коллег из Фонда развития гражданского общества, которое, анализируя и оценивая предвыборную ситуацию, выделяет четыре важнейших фактора, влияющих на ситуацию.
Первое – безусловная победа кандидата, который облечен доверием президента. Он собирает весь электорат и не оставляет шансов другим кандидатам.
Второе – региональные лидеры системной и несистемной оппозиции не обладают сколь бы то ни было значимым содержательным предложением по отношению к электорату. И даже повестка дня, связанная с увеличением пенсионного возраста, которая, казалось бы, работала на активацию оппозиционного электората – нашими кандидатами от ЛДПР, от КПРФ, от «Справедливой России» – нашими кандидатами никак не использовалась. В отличие от Ульяновской области, где оппозиция оседлала эту тему и в три раза увеличила свой результат. Наши просто-напросто побоялись, не захотели или проигнорировали эти возможности.
Третье – за лидерами региональных отделений парламентских и непарламентских партий не стоит никакой серьезной ресурсной поддержки. Федеральный и региональный бизнес, по сути, утратил свою субъектность, а с ним и желание помогать партиям, чтобы иметь своих кандидатов. Особенно это стало очевидно осенью прошлого года, когда была ликвидирована фронда региональных элит. Больше никто не стал инвестировать деньги в партийные проекты в регионах. Это происходит и в целом по России, и в нашем регионе в частности.
Ну и, наконец, четвертый фактор заключается в том, что тема конкуренции по умолчанию не востребована электоратом. Назначение и выдвижение кандидатуры президентом обусловливает решение электората голосовать за этого кандидата. Избиратель считает вопрос уже решенным. Что тут конкурировать?
На мой взгляд, результаты выборов губернатора Нижегородской области абсолютно органичны и по явке, и по набранным кандидатами процентам голосов. Сегодня показывать 146 процентов или, как это было в 2014-м году, соревноваться, у кого 96, у кого 86, — значит оторваться от реальности. Сегодня это было бы крайней степени демонстрацией манипулятивности. Это не востребовано.
И показанный Никитиным результат (67 процентов, — АПН-НН) совершенно реалистичен и органичен для актуальной политической повестки в стране.
Там, где кандидаты повторили модель 2010-го или 2014 года, они просто обнаружили непонимание текущей ситуации.
Горький это всемирно известный писатель, периодически возникает новая мода на его произведения, появляются новые прочтения – во всем мире. И присвоение аэропорту его имени повысит узнаваемость и города, и аэропорта.
Это система интеграции, объединения города. Если будет продолжена линия в Сормово, это будет сормовская линия, если на Сенную – общегородская.
Проблемы в строительной сфере Нижнего Новгорода не решены: ветхий фонд не до конца расселен, сохраняется и аварийный фонд, в центре города полно заброшенных зданий, которые превращаются в «бомжатники» и портят весь вид. С этим надо что-то делать.