Недавно обнародованные планы изменения структуры администрации Нижнего Новгорода – это небольшая корректировка изменений, проведенных весной текущего года, когда городская дума приняла новую структуру мэрии.
Тогда было изменено количество заместителей мэра. По факту оно было увеличено, потому что заместителей стало больше, но юридически уменьшено, поскольку статуса заместителей главы города лишились главы районов.
Последнее было совершенно естественным – трудно представить ситуацию, чтобы отсутствовал и Владимир Панов, и в силу ряда причин несколько его заместителей, а обязанности главы города переходят к главе одного из районов. Поэтому чисто формальный статус с глав районов был снят. Они спокойно отнеслись к изменениям, и в информационном поле не было никаких переживаний по этому поводу.
А нынешние изменения касаются двух вещей. Убран зам по экономике – часть его обязанностей пересекалась с полномочиями первого заместителя главы города, часть касалась малого бизнеса, регулирования размещения объектов нестационарной торговли – и она была передана районам.
Уже после принятия новой структуры было несколько встреч Панова с предпринимательским сообществом, где эти вопросы обсуждались, принимались оперативные решения.
Системные же решения выражались в выработке новых правил, более лояльных к предпринимателям, и передаче полномочий по урегулированию конкретных вопросов на уровень глав районов. При этом остаются возможности апеллировать к горадминистрации, в случае необходимости создавать согласительные комиссии и поправлять главу района.
Что кается главного архитектора, то еще при предыдущих руководителях Нижний Новгород лишился основных полномочий по распоряжению земельными участками, отошедших на региональный уровень. И в этом смысле на региональном уровне решили несколько дебюрократизировать эту сферу и создать Институт развития городской среды, который должен уметь работать с населением, учитывать мнение жителей и вырабатывать такие решения, которые а) профессиональны и б) не вызывают отторжения у людей. Хорошие намерения.
Если сравнивать ситуацию с тем, что было до апреля текущего года, то сейчас все финансово-экономические дела достаточно четко переведены под первого заместителя. Раньше было распределение по типу «всем сестрам по серьгам» и делились бюджетные потоки – такой объем бюджетных потоков такому заместителю, такой – другому, и чтобы у каждого было что-то если не «хлебное», то значимое с точки зрения бюджетного ресурса. Теперь принцип построения администрации совсем другой, он основан на функционале. Каждый заместитель занимается своей областью.
Заместитель главы города, под которым находится департамент градостроительного развития и архитектуры и департамент строительства и капитального ремонта – это отдельно. А заместитель, под которым департамент народного хозяйства и департамент транспорта, отдельно.
Раньше еще был департамент транспорта и связи – теперь эти функции ушли в управление информационных технологий и связи. А это еще один заместитель, которого сейчас выбирают через открытый конкурс.
Опять же насчет строительства – выделили департамент жилья и инженерной инфраструктуры, а также управление благоустройства в отдельный блок. Это тоже правильно, потому что строительство и содержание инфраструктуры и благоустройство это разные вещи. Благоустройство и дорожное хозяйство, конечно, в чем-то смежные сегменты, но по технологии работ существенно отличаются, поэтому правильно, что они были разделены.
Так что структура логичная, и в последние дни скорректирована в сторону еще большей логики в соответствии с реально происходящими в жизни города процессами.
По поводу введения института советников главы города, то в советское время в конструкторских бюро, занимавшихся разработкой техники, в том числе оборонной, были кроме отделов (или отделений, в зависимости от структуры) еще и главные конструктора проектов. То есть, всегда был человек, который обеспечивал координацию работы этих самых структурных подразделений над конкретным проектом. Проект велся не один, а несколько, и отдел электрики, например, работал и над одним, и над другим, и над третьим. У этого отдела был свой руководитель, а главный конструктор проекта координировал работы для успешного завершения своего проекта, а не просто общего выполнения плана.
Поэтому такая новация уже опробована и доказала эффективность подхода, когда за конкретный проект отвечает один человек, одна нянька, поскольку у семи нянек, как известно, дитя без глаза.
В Нижнем Новгороде было объявлено о подготовке нескольких интересных проектов, и главе города трудно в ручном режиме осуществлять координацию, следя за каждым из них в ежедневном режиме. Вполне естественно, что появляются люди, которые отвечают за конкретный проект.
Нового штатного расписания горадминистрации я пока не видел, но мне кажется, что советники, кураторы проектов – это будет оплачиваемая работа. Возможно, эти люди будут если не непосредственно в штате, то в какой-то структуре, имеющей отношение к организации проекта. Но это не та работа, которую можно делать на общественных началах.
Горький это всемирно известный писатель, периодически возникает новая мода на его произведения, появляются новые прочтения – во всем мире. И присвоение аэропорту его имени повысит узнаваемость и города, и аэропорта.
Это система интеграции, объединения города. Если будет продолжена линия в Сормово, это будет сормовская линия, если на Сенную – общегородская.
Проблемы в строительной сфере Нижнего Новгорода не решены: ветхий фонд не до конца расселен, сохраняется и аварийный фонд, в центре города полно заброшенных зданий, которые превращаются в «бомжатники» и портят весь вид. С этим надо что-то делать.