Полемика о помощниках депутатов идет не первый год. Началась она с того, что помощники некоторых депутатов в Санкт-Петербурге и в Москве участвовали в акциях протеста после декабря 2011 года. С того времени эта тема поднимается регулярно.
До сих пор четкий статус помощников и требования к ним, по всей видимости, не оформлены должным образом. Отсюда возможны всякие неприятные инциденты, подобные произошедшему с помощником депутата Госдумы Дениса Москвина.
Наверное, если есть определенные требования к парламентариям, к кандидатам в депутаты, касающиеся деклараций и каких-то заявительных документов, то помощники, как люди во многом публичные, общающиеся с людьми, тоже должны отвечать определенным требованиям, отвечающим их статусу.
Должны учитываться и какие-то профессиональные характеристики – образование и тому подобное. И стандарт требований должен быть довольно четким.
Есть определенное отличие в возможностях по выбору помощников у депутата-одномандатника, не связанного ни с какой партией, и у партийного депутата. У последнего помощники должны быть интегрированы в некую общую кадровую политику партии.
Пока требования к помощникам депутатов совершенно размыты, статус у них неопределенный.
Я считаю, что здесь нужно не только партийное участие в подборе кадров, но и законодательные нормативы, которые бы помогли навести порядок в этой категории работников, и дисциплинировали соискателей мест в команде того или иного депутата.
Что касается Дениса Москвина, уволившего своего помощника еще до официального подтверждения замешанности того в незаконном обороте наркотических средств, то это депутат, человек вменяемый, и он принял решение, по всей видимости, исходя из того, что ему об этом человеке известно.