Выживать без поддержки бюджета нижегородские спортивные клубы смогут, наверное, только когда весь спортивный рынок в России очень сильно поменяется. Предпосылок к этому сегодня не слишком много, и приходится обеспечивать команды такими способами, как покупка трансляций выездных матчей и выделение налоговых льгот спонсорам.
Миллиард триста миллионов рублей спонсорам нижегородских клубов – цифра, вроде бы, колоссальная. Но если разобраться, она не покрывает и тридцати процентов бюджета всех охваченных этой программой команд. Остальные деньги клубы как-то находят сами, или же им помогают.
Как уйти от бюджетной зависимости? Наверное, всем надо начинать с себя, стремиться как-то зарабатывать средства, искать спонсоров самим.
Среди нижегородских клубов можно выделить и поставить другим в пример «Торпедо». Ребята замечательно продают атрибутику, продают недешевые билеты во Дворец спорта – и зал всегда битком; поступают деньги и от продажи телеправ. Хотя если бы освещение было получше и зал побольше, «Торпедо» чаще показывали бы по федеральным каналам, что приносило бы еще большие средства.
Ситуация с раздачей бесплатных пригласительных билетов на матчи футбольного клуба «Нижний Новгород» выглядит, с одной стороны, забавно. С другой стороны, болельщик вырастает из зрителя. А это две абсолютно разные категории поддерживающих футбол людей. И зрителю, для того, чтобы стать болельщиком, нужно как минимум прийти на стадион.
В городе, в котором последние шесть лет футбол ассоциировался с какими-то скандалами, сплетнями и прочей непонятной ерундой, имидж футбола заметно упал. И если бы не эти бесплатные пригласительные, я сомневаюсь, что люди в таком количестве ринулись бы на матчи Футбольной национальной лиги.
Поэтому с точки зрения болельщицкого окружения этот шаг парадоксальный, но, возможно, и правильный.
Пришло тридцать тысяч человек, большая часть по пригласительным. Перестали раздавать бесплатные билеты – двадцать восемь тысяч остались дома, пришло две тысячи. Действительно, что произойдет, если отменить пригласительные? Наверное, народ посчитает, что его обманули, и «раз вы так, то мы больше не придем». Может, я ошибаюсь, но если судить по опыту других городов, эта проблема обязательно возникнет.
Поэтому, наверное, выход тут может быть только один. Раздавать билеты не всем подряд, а только людям, которые имеют отношение к футболу. Почему бы, например, не организовать посещение футбольных матчей для всех воспитанников детско-юношеских спортивных школ? Здорово же, если дети с тренерами придут на футбол. Наверное, они не должны за это платить. И не только они, но и ветераны футбола и еще какие-то категории нижегородцев.
А остальные люди, платежеспособное население, — почему бы не приучать их покупать билеты? Пока же идея бесплатных пригласительных реализуется не очень корректно. Можно было бы это делать с большей пользой.
Как заинтересовать платежеспособных зрителей? За нас все уже сделал чемпионат мира. Благодаря ему появился стадион и многие люди приходят на этот объект, как на экскурсию – интересно же. Можно сказать, 70-80 процентов работы, направленной на то, чтобы заинтересовать платежеспособное население, уже проведена организаторами ЧМ.
Дальше должна идти работа клуба с общественностью. И эта работа со стороны футбольного клуба «Нижний Новгород» ведется не очень качественно, не очень корректно. Возможно, клуб и станет брендом нашего города, но пока никаких движений в эту сторону я не вижу, кроме организации выступлений каких-то малоизвестных групп перед матчем. Все остальное, можно сказать, на «колхозном» уровне.
«Нижнему Новгороду» нужен хороший маркетинг, и команда может стать самой любимой в городе. Пока этого нет. Может быть, со временем будет.
Заниматься этим должен именно клуб. У людей, управляющих городом и областью, есть много других проблем, чтобы они заботились еще и о привлечении людей на трибуны стадиона – в клубе кто-то за это деньги получает. Тем более что содержание стадиона пока не легло на плечи местного бюджета, а когда ляжет, вопрос с посещаемостью может быть уже решен – или нынешние специалисты научатся, или придут новые, которые с ходу выстроят отличную бизнес-модель, которая будет если не полностью, то на большой процент самоокупаемой. Но начинать надо с себя.
Что касается перспектив, связанных с Премьер-лигой, то я согласен с президентом московского «Спартака» Леонидом Федуном, который написал отличную статью «Как вывести российский футбол из кризиса». Он считает, что «пока не видно никаких предпосылок того, что команды таких городов-миллионников, как Нижний Новгород и Волгоград, смогут добраться и закрепиться в Премьер-лиге, хотя именно они обладают значительным потенциалом самофинансирования».
Наш знаменитый футбольный судья Игорь Егоров перед началом сезона тоже говорил, что с нынешним руководством, с нынешним главным тренером, команда не способна решать эти задачи.
В Англии раздача бесплатных билетов – это нонсенс. Люди платят деньги даже за посещение любительских лиг. Но в Англии футбол — это религия, там в городе несколько команд, и люди ходят в их атрибутике – в шарфах, в бейсболках, в куртках.
Там футбол – это часть того, для чего англичане живут. У нас футбол пока прививается искусственно, людей тянут за уши на стадион: «Приходите и болейте». Нижнему Новгороду до Англии в этом плане очень далеко.
С другой стороны, есть клуб «Торпедо», который на несколько голов выше в этом отношении. Я вижу очень много людей в кепочках «Торпедо» — причем, не по дороге на матч, а просто так. Ни одного человека в кепке или майке нынешнего ФК НН я не видел. С символикой старого ФК НН, который был при Игоре Егорове и Алексее Гойхмане, – полно.
Если подытожить, то я считаю, что помощь нижегородским спортивным клубам от правительства области, безусловно, должна быть.
Выборы показали, что политическая ситуация сложная. Есть экономические проблемы, социальная напряженность. Произошла резкая смена губернаторского корпуса, коснувшаяся и Приволжского федерального округа.
Поэтому будет очень важна коммуникативная составляющая в работе заместителей губернатора, которым придется сочетать приказы с убеждением и собственным примером, чтобы перевести управление регионом на проектную систему для повышения эффективности работы всего аппарата.
У нас слишком большая экономика, чтобы говорить о том, что какой-то ее сектор будет определяющим для развития региона. И политика господдержки в Нижегородской области ведется разновекторно, в зависимости от ситуации, которая в них складывается.