01-03-2012 Просмотров: 141 apn

Райхельгауз: Сегодняшний интерьер – попытка сбежать от всего того, что мы натворили за прошлый век

«Двадцатый
век прошел под символом разрушение старого. Основной принцип искусства
заключался в том, что классическая красота лжет, а современность — это простота
и лаконичность, доведенные до абсурда. И что–то совершенно выхолощенное,
холодное прошло через все столетие, — говорит архитектор Леонид Райхельгауз. —
Только недавно люди спохватились и увидели в этих идеях безысходность. Поэтому
сегодняшний интерьер — попытка человека сбежать от всего того, что мы натворили
за прошлый век».

Винтерьеры
возвращаются классические формы, но эстетика минимализма не отвергнута
полностью. Ярко выраженная ностальгия по натуральным материалам, природной
естественности соседствует с технологическими новациями. «Как правило,
сегодняшний клиент боится заказывать что–то определенное — хочет всего
хорошего, что видел в каталогах или путешествуя по Европе, понемногу. Поэтому
определенного стиля в интерьере сейчас нет, или этот стиль — фьюжн», — рассуждает
дизайнер Иван Комогорцев.

Но также
можно сказать, что смешивая разные материалы и символы, новое время находит
свой язык. «Фьюжн — это не обязательно эклектика, — утверждает Леонид
Райхельгауз. — Тонкое сочетание разных стилевых подходов рождает истинно
современный интерьер, соответствующий индивидуальному характеру хозяина».

Интерьер
устал

Самым
жутким временем в истории петербургских интерьеров было начало 1990–х годов.
«Тогда новые русские творили невесть что, водя рукой дизайнера, как кистью
маляра», — вспоминает Леонид Райхельгауз. Типичный диалог заказчика с
дизайнером звучал так:

«Сделай
мне, пожалуйста, модерн. — Хорошо, какой? — Я говорю: модерн. — Но какой
именно? — Ну чтобы модно. — Понятно. — И еще жене чтобы нравилось. — А можно с
ней встретиться? — Это еще зачем? — Чтобы спросить, какие у нее представления.
— Чего ее спрашивать — она дура». Нельзя утверждать, что такие диалоги остались
в прошлом — периодически они случаются и сейчас, но все же приметой времени
более не считаются. Отдавая дань поколению новых русских, надо отметить, что щедрыми
гонорарами, позволившими встать на ноги многочисленным архитектурным и
дизайнерским мастерским, эти люди искупили отсутствие вкуса.

К концу
1990–х годов ряды российской элиты пополнились предпринимателями нового типа —
образованными и тяготеющими к европейскому стилю жизни. Желая подчеркнуть свое
отличие от любителей красных пиджаков и позолоченных унитазов, они перенесли в
петербургские офисы и квартиры актуальные тренды Запада. «Побывав в других
странах, граждане постсоветской России возвращались с решением все переделать —
в том числе у себя дома», — отмечает Иван Комогорцев.

Подходы
минимализма, современного конструктивизма, хайтека стали символом хорошего
вкуса хозяина интерьера. Отсутствие декора, подчеркнутая графичность
планировки, мебели, аксессуаров, избыток свободного пространства, холодные
краски и материалы — характерные признаки жилища прогрессивного человека на
рубеже двадцатого и двадцать первого столетий. «Самое яркое из направлений в
дизайне последних десятилетий прошлого века — наверное, хайтек, — говорит Иван
Комогорцев. — Это минималистский интерьер с включением механических соединений,
жесткой сварки, хромированных поверхностей, болтов и гаек в роли декоративных
элементов».

«Все
идеально продумано, ровно, лаконично, однотонно, — продолжает тему Леонид
Райхельгауз. — Человек приходит домой, видит стерильный порядок и — пустоту…
Рано или поздно ему становится некомфортно». «По меткому выражению одного
эксперта, нельзя все время жить в прозекторской, и люди это почувствовали», — резюмирует
Райхельгауз. «Выхолощенные технологичные интерьеры поднадоели, все–таки они
мертвы», — соглашается архитектор Сергей Цыцин.

Другой
параллельно развивавшийся тренд — помпезная классика, апелляция к роскоши
петербургских дворцов — тоже себя исчерпывает. «Даже пожилые состоятельные люди
уже стремятся к более современным решениям», — говорит Иван Комогорцев.

Теза и
антитеза

«Эстетика
минимализма не дает такого богатства, как классика, — отмечает Сергей Цыцин. —
Поэтому классические подходы возвращаются». «Но мы не воспроизводим
девятнадцатый век, а пытаемся создать двадцать первый», — подчеркивает он. По
словам Леонида Райхельгауза, «когда люди пытаются создать в буквальном смысле
классический интерьер, то, за очень редкими исключениями, хочется попросить их
больше так никогда не делать. Допустим, музыканты, долго игравшие на
электронных гитарах, решают, что скрипка — это тоже неплохо, берут ее в руки и
извлекают чудовищный визг». Как он продолжает, «классическому искусству надо
учиться не одно десятилетие, эта школа — забыта и убита. Но можно привнести в
современный интерьер дух классицизма — и сделать это весьма талантливо».

Сергей
Цыцин называет актуальный тренд в оформлении интерьеров неоклассикой, а Леонид
Райхельгауз — «поиском одного в другом». Как он поясняет, «люди ищут
конструктивное в классических приемах и классику — в суперсовременности».
Классические декоративные элементы — акант, люнет, кессон вписываются в жесткие
геометрические формы, и за счет этого — осовремениваются. Или в минималистском
интерьере появляется сплошное панно картин: прием барокко. Или, как
рассказывает Иван Комогорцев, наоборот — люстра барокко выполняется из
хромированных материалов. Или технократическую обстановку дополняют
классическими шторами, ткаными обоями, дерюгой, «что привносит в обстановку
тепло, традиционные ценности дома», — отмечает Леонид Райхельгауз. По словам
Сергея Цыцина, тепло и разнообразие обеспечивают также натуральные материалы —
прежде всего, дерево и камень, которые все более популярны. Они успешно
оживляют строгие минималистские интерьеры. Впрочем, тот же эффект может
достигаться с помощью качественных искусственных материалов, представленных на
рынке в невиданных ранее количествах. Как говорят дизайнеры, искусственная
плитка, положенная на пол, бывает более натуральной на взгляд и на ощупь, чем
дерево. И, главное, по ней тепло ходить.

Логично,
патриархально, модно

Стремление
согреться — одно из важных объяснений растущей популярности в Петербурге
скандинавского дизайна интерьеров. За века жизни на холоде финны, шведы,
норвежцы научились делать жилище теплым — в прямом и переносном смысле.
Используются визуально теплые материалы — начиная с дерева, конечно. «Можно
обить стены вагонкой, но это не будет скандинавский дизайн, — делает важное
примечание Леонид Райхельгауз. — Древесина должна быть качественной изначально,
и к тому же прекрасно подготовленной».

Скандинавский
дом — функциональный, в деталях продуманный. Двери сделаны так, что при
отсутствии тамбура холод не проникает в помещение. Окна обеспечивают
максимально возможную освещенность и красивые панорамы, притом что (опять же
из–за холода) не могут занимать много места. Эстетическую линию северных
дизайнеров можно определить как своеобразный минимализм: скромные, лаконичные,
при этом очень живые интерьеры. Скромность, кстати, внешняя: мебель делается
тщательно и обходится владельцам недешево. В скандинавском жилище много
техники, которая призвана греть, вентилировать, освещать, и ее сочетание с
теплой гаммой природных материалов — сильное место скандинавской школы. Микс
тезы и антитезы, патриархальных традиций и современности в этом направлении
дизайна сложился естественным путем. Это еще одно объяснение того, почему мы
все больше слышим о скандинавском дизайне. Наконец, Хельсинки, завоевавший
статус мировой столицы дизайна, много десятилетий трудился над тем, чтобы
прославить финские интерьеры и мебель — заодно привлек внимание к работам
шведских и норвежских коллег.

Отметим,
что для Петербурга скандинавский дизайн — нарождающийся, но не доминирующий
тренд. «Проведенное нами исследование показало, что этот стиль уже активно
применяется при оформлении ресторанов и кафе — причем как в дорогом, так и в
экономичном сегментах, — комментирует редактор архитектурного журнала «Проект
Балтия» Владимир Фролов, — однако на жилых интерьерах влияние Скандинавии не
сказалось в той степени, в какой хотелось бы. Все–таки вкусовая инерция сильна,
и стандартный заказчик меняется медленно. Это видно по интерьерным магазинам,
где основное место отводится предметам, напоминающим больше о дворцовой
роскоши, нежели о логичной простоте северного дома». «Но у рынка есть большие
надежды, что заказчик будет меняться, — добавляет он. — Конечно, каждый имеет
право на свои предпочтения, но скандинавский дизайн — это, как правило, хороший
вкус, причем естественный для Петербурга».

Свет и
тени

Сочетание
стилей недавнего и очень отдаленного прошлого еще не дает интерьера XXI века.
Отличительный элемент наступившего столетия — разнообразие световых приемов.
«Светодиодные технологии принципиально изменили работу с интерьером, — отмечает
Сергей Цыцин. — Декоративное освещение сочетается с функциональным,
используется скрытый свет, подсветка картин, подсветка из пола, подсветка стен,
когда они как будто взлетают — да все что угодно».

«Кто–то
не любит, чтобы свет, грубо говоря, бил в глаза, — расказывает Леонид
Райхельгауз. — Тогда источники света размещаются под столами, а торшеры и бра —
либо вовсе отсутствуют, либо выполняют только декоративную функцию. Если
человек ценит полумрак, мы освещаем только места скопления интересов —
например, чайный стол в гостиной или письменный — в кабинете. А есть люди,
которым нужно максимально яркое освещение: тогда к традиционным источникам
света добавляются скрытые. И, конечно, вы можете как угодно расставлять
акценты, высвечивая тот или иной предмет интерьера».

По словам
Сергея Цыцина, обилие световых возможностей — серьезный вызов для дизайнера:
чем богаче палитра, тем тоньше должен быть вкус. «В интерьерной архитектуре
вообще критически важны детали, — прибавляет он. — Одна неверная нота, и сразу
видно, что мастер дал петуха». Отсюда вывод: хозяевам жилища нужно думать не
столько о выборе стилей, сколько о выборе дизайнера. «Пожалуй, можно говорить о
ренессансе в российском дизайне интерьеров, — отмечает Сергей Цыцин. — И в
Петербурге, и в Москве в этой области работает немало талантливых людей. При
желании нетрудно ознакомиться с выполненными работами и определить мастера,
близкого вам по духу».

Оригинал
материала опубликован на сайте RBC Daily.

Советы
по дизайнерской отделке помещений, тонкости ремонта, портфолио дизайна
интерьера на сайте dizrem.ru. Профессиональный дизайн квартир различной
планировки, интерьеры коттеджей, ландшафтный дизайн. Кроме того, дизайн офисов,
магазинов, кабинетов, ресторанов, кафе и клубов.

Поделиться:
Нажимая кнопку комментирования Вы соглашаетесь на обработку персональных данных
79, за 0,289

Смотреть онлайн бесплатно

Видео скачать на телефон бесплатно