По поручению губернатора Глеба Никитина мы активизировали работу по привлечению федеральных средств на поддержку экспорта в Нижегородской области. И ключевым мероприятием стало проведение форума «Региональный трек: Сделано в России». Здесь мы попытались проговорить с предприятиями, которые экспортируют или пытаются выйти на экспорт, проблемы, которые им мешают при продвижении продукции на внешний рынок.
В первую очередь, Российский экспортный центр получил по итогам прошлого года много новых инструментов, в том числе финансовых. Во-вторых, очень важно, что центр выезжает в регионы и получает обратную связь от компаний, которые могли бы стать их потенциальными клиентами. Государство выделяет достаточные средства на поддержку экспорта, и поэтому этот форум, который прошел в начале года (причем, что символично – в Нижнем Новгороде), позволяет и предприятиям, и РЭЦу понять, какая поддержка нужна экспортерам и какие мероприятия наиболее эффективны.
Наш регион занимает пятнадцатое место из всех субъектов федерации по экспорту. У нас серьезные крупные предприятия металлургии, нефтехимии и автомобилестроения. Но эти предприятия, как правило, работают с РЭЦом напрямую. Есть огромный потенциал у средних предприятий, которые пытаются выйти на экспорт, но не знают, как получить государственную поддержку и использовать эти инструменты.
По итогам 2017 года министерство экономического развития совместно с РЭЦом проводило анализ эффективности деятельности региональных центров, на сегодняшний день их в стране пятьдесят. Наш центр занимает седьмое место по эффективности работы. У нас есть и история успеха, и эффективные меры поддержки – по маркетинговым исследованиям, по продвижению. Могу сказать, что ряд предприятий после совместных поездок, организованных центром, получили экспортные контракты, в том числе в Китай.
Сегодня сформирована абсолютно новая программа поддержки промышленности. По итогам наших согласований нам выделено двести миллионов рублей на этот год. Мы проводили фокус-группы, когда формировали эту программу по отраслям и выявляли основные проблемы. И ключевыми проблемами, которые были озвучены, это доступность финансовых средств – высокие процентные ставки по кредитам, недоступность.
Используя эти наработки, максимальное количество средств в этом году будем направлять на компенсацию процентной ставки предприятиям, причем, предприятиям высокотехнологичным, закупающим новое оборудование и выпускающим высокотехнологичную продукцию, в том числе с экспортной составляющей.
Мы комплексно охватили финансовой поддержкой все этапы становления предприятия – от закупки оборудования до выхода на экспорт. Но есть еще ряд финансовых инструментов, которые достаточно активно используют предприниматели. Это наш гарантийный фонд, который предоставляет гарантии при получении займов, а также микрофинансирование, которое мы увеличили до трех миллионов.
Есть возможность получить займы под одиннадцать процентов при рассмотрении заявки в течение одиннадцати дней. Огромное количество предприятий пользуются этим для пополнения оборотных средств и возмещения кассовых разрывов. И в этом году принято решение увеличить этот фонд на шестьдесят пять миллионов рублей, чтобы полностью удовлетворить потребности наших предпринимателей в этих деньгах.
Что касается малого бизнеса, то ключевым вопросом ведения бизнеса были проверки контролирующих органов и по инициативе федерального центра сейчас идет активное реформирование органов контрольно-надзорной деятельности. Мы в этом процессе являемся пилотным регионом и принимаем в нем активное участие. Количество проверок сократилось, но есть еще прецеденты, когда бизнес страдает от проводимых проверок.
Кроме областной программы поддержки малого и среднего бизнеса мы ведем еще и диалог с главами администраций, особенно с теми, которые были настроены на поиск крупных инвесторов, которые бы молниеносно решили проблемы муниципалитетов. По итогам прошлого года мы озвучили рейтинг глав по активности в развитии малого предпринимательства, где взяли за базу критерии, по которым нас аттестует Агентство стратегических инициатив. Это и комфортная среда, и меры поддержки, и советы по поддержке предпринимательства при главах администраций.
То есть, мы мониторим создание благоприятной среды в районах. Ведь основа развития предпринимательства это, все-таки, муниципалитет. И поэтому от заинтересованности главы зависит и количество, и качество предпринимателей. Мы же понимаем, что самозанятые люди в бизнесе несут меньшую нагрузку, чем человек, стоящий на бирже труда. Мы выстраиваем стратегию так, чтобы самозанятость была более привлекательной для людей. Мы не говорим, что нужно делать в каждом районе, мы показываем должны выбрать определенные истории успеха, показать, как это делается и лучшие практики уже реализовывать, систематизируя и их стандартизируя.