Беда нынешней системы в ее нарастающей закрытости
Николай Журавлев, публицист:
Позволю начать издалека. Вскоре после Второй мировой войны Герман Кант и его знаменитая фирма «Рэнд корпорейшн» получила от ВВС заказ на оптимальное размещение оптимального количества военно-воздушных баз США за границей и создания их кольца вокруг СССР. Кант принял контракт при условии, что будет оплачен любой ответ и что он начнет с вопроса: почему ему задан именно этот вопрос и именно в этой формулировке.
В итоге появился документ, по которому предложенный проект был признан никудышным по двум причинам. Первая: начавшее вступать в строй ракетно-ядерное оружие сделает эти базы бессмысленными. И второе – их немыслимая дороговизна даже для американского бюджета.
А вывод был таков: базы надо строить и поскорее.
Почему? Да очень просто. Умные, незашоренные аналитики великой корпорации просчитали и ввели еще одну формулу: неизбежное ухудшение отношений США со своими нынешними союзниками. И тогда увод баз станет разменной монетой в улаживании неизбежных кризисов. Если бы баз не было, пришлось бы уйти американцам вообще, а так — вывозят просто самолеты и боекомплекты. Американцы — чудные сговорчивые парни, можно дружить и дальше.
Весь ход дальнейших событий полностью подтвердил прогноз «Рэнд».
Так вот я крупно подозреваю, что в связи с реформированием порядка формирования губернаторского корпуса никакой такой мыслительной и аналитической работы в недрах администрации и прочих государственных и коммерческих аналитических структурах, работающих на Правительство, таких «brain ring’ов» не было.
Я аналитик столичный, хотя по позиции — полный сторонник русской провинции, придавленной не слишком отеческой московской дланью. Поэтому я не могу с достаточной уверенностью говорить о том, какие могут быть в связи с реализацией этой реформы конфликты. Все зависит от расклада очень многих сил. Но главное – это личный фактор: насколько та или иная местная элита сильна, сплочена и не труслива. Теми же качествами должен обладать ее вождь. Если есть и то, и другое, то, наверняка, есть и благоприятная социально-политическая атмосфера, без которой любая элита, и любой лидер повисают в безвоздушном пространстве, и готовы присосаться к любой кормящей вертикали.
Так что конфликты будут (попробуйте за просто так снять Лужкова, — такой Майдан устроят!..), и, наверняка, уже есть. Но беда нашей нынешней системы в ее нарастающей закрытости. Многого мы уже не знаем, но если, вдруг, случайно, узнаем, то будем вынуждены молчать, чтобы не подставлять того, кто ненароком перекинул информацию. Для людей моего возраста это ситуация знакомая.
Имеет ли Кремль необходимый кадровый ресурс для замены действующих губернаторов и президентов национальных республик на новых? В России никогда не было «дефицита» с желающими посидеть в высоких креслах. Уверен, что не один десяток «единороссов» охотно сменит думское благополучие на положение «первого в деревне». Ресурсы-то какие! Так что это – наименее «волнительный» вопрос для администрации. Важнее другое: а есть ли ресурс интеллекта, способностей, умений?
Будут ли губернаторы при новом порядке избрания зависимы от местного народа и местных элит, — это практика покажет в каждом отдельном случае. Если назначенный губернатор (как и избранный, впрочем) будет плох, то жди народ на главной площади и ходоков от элиты в Кремле.
Имеет ли федеральный центр необходимые политические и экономические ресурсы для продавливания «своих» кандидатов на посты руководителей субъектов Федерации, если это сопряжено с сопротивлением региональных элит? Когда большая часть регионов депрессивна, какое такое «сопротивление» может быть от депрессантов. Они-то в первую очередь рассчитывают на то, что назначенный губернатор будет ближе к бюджету.
Что до проблемы с монетизацей льгот, проблема эта будет решена раньше, чем в полный рост встанут проблемы с назначением провинциальных воевод. Не тот это вопрос, чтобы откладывать его в долгий ящик и перебрасывать его с одной больной головы на другую, тоже не здоровую.
Ясно одно. Если даже в процессе открытых, якобы, всенародных выборов, когда про кандидатов чего только не говорили, избиратели то и дело ошибались, то, когда этот процесс окончательно утонёт в океанических впадинах кремлёвских коридоров, говорить о каких-то объективных факторах отбора придётся забыть навсегда. И какие такие «факторы» будут задействованы, все давно уже поняли. Как и то, чем это окончится.
Возможно ли сегодня создание из числа «непроходных» региональных лидеров оппозиционной действующему президенту России структуры, пусть и не оформленной в виде политического блока или партии? Да – возможно. И оппозиционность вообще (не оформленная, как при царе), и как некий alliance или еще лучше: entene cordial («Сердечное согласие» — сиречь Антанта). И именно с такими целями.
И причина проста: когда власть начинает думать, что не только должна контролировать всё и вся, но думать что она это и впрямь может, то рано или поздно, она поскользнётся на каком-нибудь alliance, даже если на вид он будет очень cordial. Никакой валокордин не поможет.
Или же в Кремле и впрямь сидят «мудрецы», знающие историю и методологию «Рэнд коропрейшн». А потому заранее придумали такую схему, чтобы при неизбежном политическим кризисе отделаться очередной косметикой – вернуть всенародные выборы губернаторов, — при этом ничего не меняя по существу.
Но тогда вопросы об оппозиции не удастся спрятать за ворохом отвлекающих вопросов.