Длинное правление и его издержки
В 2018 году
Владимиру Путину будет 66 лет. Будет ли он продолжать свое правление
и после? Для примера: Хабиб Бургиба правил в Тунисе после
освобождения от французов 30 лет (с 1957 по 1987). Бен Али сместил
его, когда ему было 84 года. В свою очередь, Бен Али просидел у
власти до 2011 года и был сметен тунисской революцией. Ему было в
этот момент 75 лет. Вообще для постколониальных и южноамериканских
режимов характерны "длинные президентства", иногда
переходящие и в пожизненные. Самые известные примеры: Пиночет (Чили),
Маркос (Филиппины), Стресснер (Парагвай). Мубарак находился у власти
30 лет.
Если Путин пойдет на
четвертый срок и доживет его до конца, то он войдет в историю как
один из самых "длинных" постколониальных правителей
последней волны, в одном ряду с Назарбаевым (22 года у власти) и
Лукашенко (отметит 20-летие у власти в будущем году).
Длина персонального
правления Путина неизбежно будет подталкивать к тому, чтобы
интерпретировать российскую политическую систему как позднюю
"постколониальную".
Очевидно, что
длинное правление сопровождается глубокой деформацией общества.
Общество должно определенным образом мутировать, чтобы сделаться
приспособленным под длинное правление. В сменяемости власти есть
социальная органика. Нужно произвести над обществом что-то вроде
генно-инженерной операции — удалить одни гены, поменять что-то
местами в цепочках — для того чтобы избежать естественного "кризиса
доверия", который настигает персональную власть. Но даже такая
вивисекция не подавляет до конца иммунные системы социального
организма. И общество — пусть и в ослабленной форме, но достаточно
отчетливо — бунтует. "Длинное правление" практически везде
включало в себя и эпизоды "политического кризиса". Маркосу,
Пиночету, Лукашенко и др. приходилось иметь дело с "кризисом"
власти, который они преодолевали ценой больших усилий. Но затем — по
синусоиде — на следующей станции — еще более сильный и, как правило,
уже смертельный — политический кризис.
Иначе говоря:
намерение править долго можно купить только ценой деформации общества
с очень тяжелыми и длительными последствиями для него.
Мы сейчас находимся
в той фазе "длинного президентства", когда в ответ на
падение доверия администрация президента вынуждена предложить
политическую псевдореформу. Эту стадию проходили все подобные режимы
– так было и у Пиночета, у Мубарака, у Сухарто. На этой станции
псевдореформа всегда сопровождается репрессиями в отношении всех
возникших самостоятельных очагов политической активности. Мы это и
наблюдаем сегодня: одной рукой предлагается как бы расширение
политического участия в выборах, другой – ведется уничтожение
стихийно возникшей оппозиции. Способы этого уничтожения тоже хорошо
узнаваемы по историческим примерам ХХ века, инструментарий всегда
один и тот же: конструирование "происков внешних врагов",
точечные аресты, запугивание, дискредитация и выдавливание в
эмиграцию.
"Плохая
новость" в этом историческом сюжете заключена не только в том,
что режим с нарушенной сменяемостью заканчивается с большими рисками,
а в том, что за время его существования деформируется все общество –
не только властные, но и общественные субъекты и институции. Общество
вынуждено адаптироваться. Эта адаптация затрагивает каждого.
Выражаясь словами недавней статьи Олега Кашина, все должны немного
мутировать в "мурзилок". Одни должны согласиться на участие
по правилам псевдореформы, другие – выбрав позицию неучастия –
должны закрыть глаза на репрессии в отношении недовольных, третьи
должны придумать себе "энтристскую" позицию (в формате "я
иду в КПСС, чтобы менять власть изнутри"), четвертые –
оставаясь в сопротивлении – должны адаптироваться к атмосфере
поражения и крушения общественных надежд. В конечном счете, все
возможные позиции оказываются "поврежденными". Всеобщая
атмосфера двусмысленности надолго калечит общество и его возможности
саморазвития.
Расширяется давление
на НКО с гротескным "делом о миллиарде долларов", готовится
столь же гротескный процесс об организованных беспорядках по "делу
6 мая". Этот спектакль правящая группа планирует завершить к
началу лета. Затем начнется второй акт этого спектакля –
триумфальное шествие так называемого "народного фронта".
Все это выморочное состояние внутренней политики в РФ – теперь
уже неустранимое следствие решения о третьем сроке. Все автократы ХХ
века рассчитывали "переиграть" те законы "социальной
физики", которые препятствуют "длинному правлению". В
плане завершения собственной политической карьеры одним из них
повезло больше, другим меньше. Но везде они доводили общество до
тяжелой травмы, до разрушения иммунных систем, до деформации, которую
трудно потом "распрямить".
Оригинал
этого материала опубликован в Русском
журнале.