Иранское влияние в Урало-Поволжье в постсоветский период
20 сентября 2012 года в столице Татарстана состоялось
заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических
исследований (РИСИ) на тему «Иранское влияние в Урало-Поволжье в
постсоветский период». Мероприятие было организовано Приволжским центром
региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ и прошло в формате круглого
стола.
Открывая его работу, руководитель Приволжского центра
региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов отметил, что Поволжье является
территорией, на которое свое влияние хотят распространить различные страны,
поэтому необходимо проанализировать степень заинтересованности тех или иных
государств в реализации собственных интересов в этом центральном регионе
России. Напомним, что ранее Казанский экспертный клуб РИСИ уже проводил
заседания, посвященные влиянию Турции (30 сентября 2011 года) и Саудовской
Аравии (13 декабря 2011 года) в Поволжье.
Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского
согласия (РАИС), директор Центра изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман выступил с докладом на тему «Иранское
влияние на мусульман России». Татарский богослов начал с экскурса в
историю, напомнив, что на территории Татарстана обнаружены эпитафии
(надмогильные плиты), которые принадлежат шиитам, что говорит о проникновении
еще во времена Волжской Булгарии и Золотой Орды персидских купцов. Известный
татарский теолог Шигабутдин Марджани (1818-1889) также активно контактировал с
торговцами из Ирана, что даже давало повод недоброжелателям этого ученого
упрекать его в шиитских взглядах.
Хотя сами иранцы любят заявлять, что исламская революция
1979 года повлияла на развал СССР, ее реальное влияние на развал страны можно
считать преувеличением.
В постсоветский период до 1994 года иранского присутствия
или попыток его закрепления в Поволжье не было. Лишь со второй половины 1990-х
годов Тегеран начал активизировать свою внешнюю политику в отношении мусульман
России. Видный иранский религиозный деятель аятолла Мухаммад Али Тасхири
активно выступает за сближение мазхабов. Более того, он нередко выступает с
весьма комплиментарными заявлениями в адрес христианства и конкретно –
православия.
Поначалу свои интересы Иран стал лоббировать через Совет
муфтиев России, однако, как считает Фарид Салман, со стороны его председателя
Равиля Гайнетдина особых подвижек в этом отношении не было. За то активно к
лоббированию иранских интересов подключился другой сопредседатель Совета
муфтиев России Нафигулла Аширов, который подключил к этому ныне закрытое свое
подмосковное медресе «Расуль Акрам». В информационном пространстве лоббистами
Ирана выступают генеральный директор российского информационного агентства
«Иран.ру» Раджаб Сафаров, президент российского общества «Ахлю
Бейт» Муса Курбанов и председатель Исламского комитета России Гейдар
Джемаль.
Когда стоял вопрос об открытии второго консульства в России,
то российский МИД предложил Тегерану выбрать тот город, в котором они захотят
основать третье свое дипломатическое представительство после посольства в
Москве и консульства в Астрахани (работает с 2001 года). Вместо
Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, где больше всего проживает таджиков и
азербайджанцев, иранцы выбрали почему-то именно Казань, где и было в 2007 году
открыто Генеральное консульство Ирана. Свое влияние на мусульман России иранцы
в основном распространяют через культурные и научно-образовательные проекты. С
2007 года в России функционирует иранский Фонд исследований исламской культуры
в Санкт-Петербурге и издающий на русском языке многотомный тафсир (сборник
толкований) «Свет Священного Корана», а также труды иранских авторов, в
частности, Муртазу Мутаххари (1919-1979) и философский ежегодник «Ишрак»
(«Озарение»), выпускаемых издательством «Исток». Выпускаются также работы
шиитских авторов на национальных языках в Дагестане и Татарстане.
«Российские мусульмане могут неоднократно общаться с
иранцами как с дипломатами, так и с богословами, однако мы будем понимать, что
перед нами – шииты, а мы – сунниты», — считает Фарид Салман, полагая, что
шиитизация российских мусульман маловероятна. За то у шиитов можно взять на
вооружение их труды, направленные против ваххабизма и перевезти их на русский
язык, тем более, такие попытки уже предпринимались. В 2004 году казанское
издательство «Иман» выпустило на русском языке книгу иранского автора Ат-Табси
Наджутдина «Ваххабизм: притязания и опровержения», в 2010 году книгу Джафара
ас-Субхани «Кривое зеркало ваххабизма».
Фарид Салман вспоминал, что в 1998 году при открытии
Российского исламского университета в Казани иранцам была тогдашним муфтием и
ректором Гусманом Исхаковым продана образовательная программа этого вуза за
смешную сумму – 300 долларов. Однако последний вскоре стал получать деньги от
арабских стран, плативших больше, и иранское влияние в мусульманские
образовательные учреждения Татарстана не проникло. Впрочем, проникло
саудовское, что совершенно не радует.
Сам мусульманский богослов призвал различать разные формы
шиизма. Так, иранский и арабский (иракско-ливанский) варианты шиизма отличаются
фундаментализмом, в то время как азербайджанский шиизм, пропагандируемый главой
Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Паша-заде, является более умеренным,
выступает за сближение с суннизмом и уважительное отношение к другим
конфессиям.
В России шиитский фактор в основном представлен в
деятельности азербайджанских общин. Однако в их среду проникает ваххабизм, что можно
наблюдать в районе Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ). И если
шииты будут грамотно работать в среде азербайджанцев, то влияние ваххабизма там
снизится.
Научный сотрудник Приволжского центра региональных и
этнорелигиозных исследований РИСИ Василий
Иванов остановился на
деятельности иранских спецслужб в Татарстане. Эксперт напомнил, что еще в 1998
году на собрании профкома Казанского медицинского университета ректорат
публично озвучивал такие факты, что в среде ливанских студентов, учившихся в
этом вузе, были члены «Хезболлы». По словам Василия Иванова, иранцы работают в
Казани с диаспорами, причем одной из таких является афганская община. Афганцы в
Татарстане представлены двумя этническими группами – пуштунами и хазарейцами
(потомки монголов, переселившихся на территорию Афганистана во время похода
Чингисхана, и принявшие шиитскую форму ислама). Афганская диаспора в Казани
стала формироваться с конца 1980-х годов (это те афганцы, что воевали на
стороне советских войск, и вынуждены были после 1989 года покинуть свою
родину). С хазарейцами, которые заняты в розничной торговле на городских рынках
Казани, иранцы и работают, вступая с ними в контакт под видом журналистов,
расспрашивая у них нужную информацию и нередко вербуя их.
Преподаватель Самарского государственного университета Евгения Гусева рассказала о деятельности шиитской
общины в Самарской области. По словам религиоведа, в Чапаевске (пригород
Самары) азербайджанцы построили свою мечеть, имеющую автономный от Духовного
управления мусульман Самарской области статус. Большинство
азербайджанцев-шиитов имеют русских жен. Сами шииты, по словам Евгении Гусевой,
выступают против ваххабизма. В их среде работают и те, кто учился в религиозных
вузах Ирана. Нередко саму мечеть посещают гости из Ирана.
Руководитель Приволжского центра региональных и
этнорелигиозных исследований РИСИ Раис
Сулейманов выступил с
докладом «Религиозно-политическое присутствие Ирана в Татарстане».
Эксперт отметил, что исламская революция в Иране в 1979 году имела лишь косвенное
влияние на мусульман Поволжья. Например, ныне покойный богослов Валиулла Якупов
объяснял именно этим тот факт, что в 1980 году муфтий Духовного управления
мусульман Европейской части СССР и Сибири Габдулбари Исаев был отправлен на
покой (хотя умер он в 1986 году), а на его место избирается молодой и
энергичный 32-летний Талгат Таджуддин. Определённая небольшая группа татар
обучалась в 1979 году в Бухарском медресе, один из которых Камиль Бикчентаев,
ныне работающий имамом Казанской мечети «Султан» вспоминал, что среди шакирдов
было обсуждение исламской революции в Иране, давалась ей положительная
характеристика. В начале 1990-х годов в условиях дефицита мусульманской
религиозной литературы иранское посольство присыла много переведенных на
русский язык исламских книг в Татарстан. В 1994 году в Баку была издана на
русском языке книга Мусави Лари «Западная цивилизация глазами мусульманина»,
которая распространялась и в Татарстане (в 2003 году ее перевели на татарский
язык). Впоследствии несколько работ иранских богословов выходило в казанском
издательстве «Иман»: в 1992 году вышел на русском языке Али Мухаммада Накави
«Ислам и национализм», а также «Завещание» аятоллы Хомейни на татарском языке.
Впрочем, это издательство выпускало и критические в адрес шиизма работы,
например, в 2003 году на русском языке вышло сочинение татарского богослова
Джаруллы Мусы Бигиева (1875-1949) «Критика шиитских воззрений». Правда, через
три года в 2006 году была издана книга шиитского автора Абдулхусейна Мавсуви
«Ответы на вопросы Джаруллы (Бигиева)».
Раис Сулейманов рассказал, что иранцы очень хотели построить
шиитскую мечеть в Казани, однако против этого были, в первую очередь, настроены
светские власти региона, вполне резонно считавшие, что это будет способствовать
усилению религиозного влияния в Татарстане. Шииты в республике представлены
азербайджанцами (98%) и небольшой группой таджиков из Узбекистана и
Таджикистана, а также упоминавшимися выше харезмийцами из Афганистана. Духовным
лидером азербайджанской диаспоры является 64-летний Иса Аскаров (Аскарзаде),
уроженец г.Масаллы на юго-востоке Азербайджана и его сын Фариз Аскаров, больше
десяти лет учившийся в Куме (Иран), который написал по приезду в Казань в 2007
году две книги «Акыда ва Амал» («Вероубеждение и действие», 2007) и «Секты
раскола» (2011) на азербайджанском языке (последняя переведена на русский),
направленные против ваххабизма. Шииты собираются на свои религиозные
мероприятия в казанских мечетях «Нурулла» и «Закабанная», нередко арендуют под
это конференц-залы гостиниц. Среди татар шиизм мало распространен, за
исключением жен азербайджанцев. Сами азербайджанские шииты не стремятся к
прозелитизму. В Чистополе (город в 135
км от
Казани) со стороны таджиков-шиитов была осуществлена попытка рейдерского
захвата мечетей «Нур» и «Анас».
Экономические отношения Ирана с Татарстаном пока не могут
похвастаться большим торговым оборотом. Несмотря на поездки и первого
президента Татарстана Минтимера Шаймиева (в ноябре 1996 года) и нынешнего главы
республики Рустама Минниханова (в декабре 2011 года) в Иран и визит президента
Ирана Сейеда Мохаммада Хатами (в марте 2001 года) в Казань, экономические
отношения оставляют желать лучшего. Ежегодный внешнеторговый оборот Татарстана
и Ирана не превышает 30 млн. долларов (для сравнения: с Турцией этот показатель
составляет 1,3 млрд. долларов). Неудивительно, что в Турцию главы Татарстана
ездили гораздо чаще, чем в Иран. Именно этим и объясняется публичная активность
в Казани иранских консулов Реза Багбана Кондори (занимал пост с 2007 по 2011
годы) и Расула Шаяна (с 2011 года и по настоящее время), цель которых
компенсировать работу диппредставительства, которое не может похвастаться
прорывом в экономических отношениях. Иранские дипломаты охотно принимают
участие практически в любых культурных и научно-образовательных мероприятиях:
от выставок картин до оглашения приветствий на научных форумах и фестивалей
кино. К примеру, турецких консулов бывает крайне сложно пригласить на
какую-нибудь научную конференцию, поскольку те больше концентрируют внимание на
экономических проектах.
Иранцы активно стараются внести в общественно-политический
дискурс Татарстана антиизраильские настроения, пропагандируя идеи исламской
революции. «Однако это им не удается, потому что антисемитизм, за исключением
некоторых совершенно неадекватных персонажей, в массе своей среди татар не
распространен, поэтому иранские дипломаты больше отдают предпочтения
гуманитарным проектам: в области культуры, науки и образования», — заявил Раис
Сулейманов, рассказав как факт попытку прежнего консула Кондори сагитировать
журналистов татарских изданий на публикацию статей, посвященных палестинской
тематике с апологетикой ХАМАСа, на что татарские журналисты согласились было
это делать, но с условием проплаты подобных материалов, чем, мягко говоря,
обескуражили иранских дипломатов, наивно полагавших, что татарские журналисты
проявят общемусульманскую солидарность, которая подразумевает бескорыстность.
Эпохальной можно назвать проведение в феврале 2010 года в Казанском
университете научной конференции «Исламская революция в Иране: цивилизационный
феномен и его перспективы», на которой раздавались сборник избранных речей
нынешнего иранского президента Махмуда Ахмадинежада, изданный на русском языке
специально к этому мероприятию. При этом эксперт отметил, что иранистика как
перспективное направление в востоковедении в Казани развивается не столь
стремительно, как того хотелось бы: наряду с открытым в 2008 году Центром
иранистики в Институте истории Академии наук Татарстана (директор – Алсу Арсланова),
существующим с 2005 годом Поволжским межрегиональным центром иранистики в
Казанском университете (руководитель – Рамиль Юзмухаметов) и Центром
персидского языка в Российском исламском университете (преподаватели Мехди
Вахеди и Сирус Борзу) специалистов по современному Ирану в Казани крайне мало:
казанские иранисты преимущественно занимаются изучением рукописей на персидском
языке, хранящимися в библиотеках Татарстана. Определенные надежды подавал
Исмагил Гибадуллин, защитивший диссертацию по одному из идеологов исламской
революции 1979 года Муртазе Мутаххари, однако он переехал работать в Москву,
где является редактором и переводчиком в представительстве иранского
университета «Аль-Мустафа» в России (им подготовлены на русском языке книги
Алирезы Арафи «Фикх образования» и «История образования в Исламе» Хасана
Хосейнзаде Шанечи).
Одним из лоббистов Ирана в регионе можно считать президента
Академии наук Татарстана Ахмет Мазгаров, имеющий по нефтехимической отрасли
связи с Ираном, а также иранцы работают с женскими мусульманскими организациями
Казани – Союзом мусульманок Татарстана (лидер – Наиля Зиганшина) и организацией
«Муслима» (лидер – Альмира Адиятуллина), которым были организованы за счет
иранской стороны поездки в Тегеран, после чего ими были в Татарстане проведены
ответные вечера с участием жен иранских дипломатов.
Диктовать свою позицию иранцы могут и дипломатическими
способами. Так, например, в 2008 году в Нижнекамске ваххабитами были выпущены
видео-диски с лекциями террориста Саида Бурятского, в которых тот сравнил
аятоллу Хомейни и вообще шиитов с педофилами (на видео были изображены
религиозные иранцы, целующие подростков в губы). Тогда иранские дипломаты
направили ноту протеста, и видео-диски были изъяты из продажи. Другой случай
имел место быть в 2010 году, когда в Казанском университете планировалось
провести конференцию «Восприятие Холокоста в мусульманском мире».
По задумке организаторов, она должна была продемонстрировать,
что не все мусульмане согласны с позицией президента Ирана
Махмуда Ахмадинежада, отрицающего факт геноцида евреев в годы Второй
мировой войны. Иранское консульство и здесь же направило ноту протеста
в республиканские органы власти. Чтобы не доводить ситуацию
до международного скандала, власти запретили проводить научную
конференцию. Как видим, пока влияние иранцев в Татарстане ограничивается
сугубо дипломатическими механизмами, с которыми региональное руководство
вынуждено считаться.
Но наибольшее опасение у Раиса Сулейманова вызывает
предстоящий визит на учебу в Казанский федеральный университет 500 иранских
студентов. В 2011 году в вузах Татарстана обучалось всего 36 студентов, то
теперь по выигранному гранту КФУ в Казань приедут учиться полтысячи иранцев.
«Приезжает не пять и не пятьдесят, а 500 религиозно мотивированных учащихся, за
деятельностью которых никто следить не будет», — отметил эксперт. По его
словам, управление международных связей университета не знает даже, где
проживают иностранные студенты — в общежитии или на частных квартирах, чем они
занимаются в свободное время, участвуют ли в религиозных мероприятиях. «Если от
нескольких десятков ливанских студентов Казанского медуниверситета, учившихся в
1990-е годы, нам достался арабский проповедник Камаль аль-Зант, чьи религиозные
книги были признаны ДУМ Татарстана не соответствующими традиционному для татар
исламу, то что будет, когда в Казани станут жить полтысячи иранцев?» — задается
вопросом Раис Сулейманов.
Подводя итог работе Казанского экспертного клуба РИСИ, его
участники отметили, что более серьезно стоит относиться к влиянию Турции и
арабских стран (в первую очередь, Саудовской Аравии, Катара и Кувейта) на
мусульман Татарстана, чем попыткам религиозной экспансии Ирана, что пока не
сильно ему это удается: уж слишком шиизм чужд татарам и башкирам, поэтому и
шиитизация их маловероятна. Впрочем, терять бдительность не стоит, потому что
влияние может идти не только по религиозной линии.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.