Ирония в архитектуре
Как появилась идея авторской экскурсии по Нижнему Новгороду «Проходные дворы. Архитектура 80-х»?
Тема 80-90-х была предложена Александром Курицыным, назовем его куратором некоего проекта, связанного с изучением модернизма – горьковского, советского периода. Этот период оказался интересным и ему, и мне. И, поскольку я в это время работал архитектором – сначала молодым, потом зрелым и так далее, – такое предложение и поступило.
Что касается подназвания «Проходные дворы», то оно, конечно, ироническое. Тема это многослойная. Во-первых, здесь заложен и тот смысл, что когда-то проходные дворы существовали, сейчас они почти исчезли – это связано с особенностями современного землепользования, освоения территории и так далее.
Второй смысл – проходной двор это не прямой путь. И, собственно, любая архитектура, в том числе нижегородская, не шла прямым путем, беря что-то из прошлого, приобретая что-то из настоящего, что-то пытаясь вплести со стороны. Во всем этом есть некая ирония, поскольку получался некий микст.
Я бы назвал флагманом открытия новой эпохи все-таки реконструкцию здания под ГАИ на Стрелке архитектором Харитоновым с авторским коллективом. Это наложилось и на международную постмодернистскую тенденцию (правда, с лагом в десять лет), когда предметом, из которого вы создаете архитектуру, является архитектура предыдущих периодов, на которую вы смотрите новым взглядом. Кстати, для постмодернизма ирония – это родовое качество. Взгляд на прошлое без буквализма, а с высоты или (не всегда это можно назвать высотой) с некой иной позиции.
И вот когда три старых здания были объединены в одно, в котором можно узнать и некие архаичные приемы, и, в то же время, приемы современной архитектуры, это стало неким знаковым событием для 80-х, открывающим новый пласт переходного периода. Поэтому когда мы говорим о нижегородской школе 90-х, надо понимать, что рождалась она во второй половине 80-х.
Основные объекты моей экскурсии относятся все-таки не к 80-м, а к 90-м годам, но на примере этих объектов с моим комментарием можно будет вылавливать отзвуки 80-х и вновь привнесенное в 90-х.
Начать я планировал с банка «Гарантия». Я бы смело назвал это здание звездным объектом и этих авторов – Харитонова и Пестова, и этого периода. В этом объекте мы видим попытку воплотить региональные особенности, опираясь на некие исторические моменты. Это, безусловно, постмодернистское здание. В данном случае имеется в виду не стиль модерн, а то, что построено после современной архитектуры. Вообще, постмодернизм это своего рода контрреакция на модернизм. Поэтому я бы 90-е назвал бы контрмодернизмом, если говорить о советском модернизме.
Мы видим желание придать больше мягкости, провести какие-то параллели с историческими линиями. Для Нижнего это очень типично и уместно, поскольку это город исторический и городская ткань конца XIX начала XX века здесь представлена в большом объеме. Не среагировать на это было невозможно. И в здании банка «Гарантия» все это проявилось наиболее ярко. Эта работа отмечена высоко как на официальном уровне, так и на внутрицеховом, так и обычными жителями.
Далее мы будем двигаться через Покровку, через Звездинку, выйдем на улицу Горького, затронем несколько зданий в квартале, где расположен отель «Ибис», здесь тоже много объектов 80-90-х годов. По дороге нам будут появляться объекты квази-модернистские и квазипостмодернистские. То, что называлось «Дом с водопадом», где из красного дома вываливается белый каскад, это, конечно, ирония не поводу исторических стилей, а по поводу модернистского и типового проектирования. Сейчас это гостиница «Ибис», раньше было здание ГИПРОДОРНИИ, типичный советский сундук из керамблока, и авторами был найден очень остроумный прием – придать некую ироничность. Они взломали этим белым водопадом, дали ту же тему, но по кривой. И это совершенно изменило контекст восприятия старого здания. И это, конечно, оперирование модернистскими приемами, но в совершенно новом контексте.
Самое уникальное место в Нижнем, это, конечно, площадь Минина. Это тривиально звучит, но я поясню, в чем заключается уникальность. В центре полуторамиллионного города, находясь на площади, окруженной древним кремлем, плотной исторической застройкой, вы выходите на точку, где вы видите сорокакилометровую перспективу практически нетронутого природного пейзажа, если не считать Бор с востока. Огромная река, Волжская пойма… И при этом вы находитесь не на окраине города, не на каких-то горах, а на центральной площади.
И если бы я хотел удивить иностранного гостя Нижнего Новгорода, я бы привел его на это место по какому-то такому маршруту, чтобы это распахивание для него стало неожиданным.
На этой оси можно все эпохи развития нижегородской архитектуры увидеть, причем, в непосредственном контакте друг с другом. Показать, например, новую гостиницу на Октябрьской улице, где отразились исторические стили. И после выйти на площадь и к берегу реки, увидеть этот простор – это впечатляет в любое время года. Это место запомнится любому.