История о «гнилом базаре»
Есть
такая категория талантливых журналистов, которые ради красного словца
готовы с легкостью погрешить против истины. Они так сильно увлечены
самим процессом повествования, что, кажется, это про них сочинили
анекдот: «- Вы детей любите? — Терпеть не могу! Но сам
процесс…»
Примеров
того, как в СМИ вместе с грязной водой выплескивают и «ребенка»,
множество.
Не
люблю комментировать работу коллег, но вот на днях, читая статью
одного корифея нижегородской журналистики, который часто принимает
позицию флюгера — откуда дует, туда он и смотрит — я поймал себя на
мысли, что, оказывается, и на старуху бывает проруха. Особенно, когда
она пускается в воспоминания о бурной молодости. В нашем случае о
временах губернаторов Склярова и Ходырева. Да, все мы были молодыми и
чушь прекрасную несли, но ведь пора бы уже и перестать!
Опираясь
на какие-то одному ему ведомые источники информации, автор
утверждает, что заслуга в реализации проектов, завершенных в регионе
в последние годы — метро, метромост, цирк – принадлежит не
губернатору Шанцеву, а его предшественникам. А
Шанцев, дескать,
примазался к чужой славе и только «перерезает ленточки».
То же относится и к инвесторам, которых, оказывается, привели в
регион «до Шанцева».
Непонятно,
в каких таких анналах (с двумя «н»!) автор нарыл свой
эксклюзив и теперь ничтоже сумняшеся утверждает, что разные
«Либхерры» (с двумя «р»!) и «Лукойлы»
пришли к нам до августа 2005-го? Никто ведь не спорит с тем, что
предшественники Шанцева хотели работать с крупными инвесторами.
Помнится,
губернатор Скляров, отвечая на вопрос журналиста о том, кто ему
больше нравится — Клаудиа
Шифер или Деми Мур, —
заявил: «Мы готовы
работать с обеими этими компаниями». А еще всплывает в памяти
полная растерянность тогдашней областной администрации при известии,
что ГАЗ и ПАЗ купил олигарх Олег Дерипаска. Радости не было, была
истерика: «Как же мы проспали!»
Вспоминать
об инвестициях во времена губернатора Ходырева —
это вообще как смотреть
ретро-порно. В голову сразу лезет уголовное дело о махинациях с
акциями Новомирского ГОКа, по которому поминали всуе супругу
тогдашнего главы области. Между прочим, Гулий Иргашевна являлась
главным пиарщиком при муже-губернаторе. По мне уж лучше, когда
пиарщики боготворят своего шефа, чем набивают себе карманы за счет
удобно лежащей госсобственности.
В
чем прав корифей, так это в том, что цирк и метромост заложили в
Нижнем задолго до Шанцева. Правда, тут надо напомнить насколько
задолго. Я хорошо помню, что цирк закрылся в 1986-м, а метромост
начали строить в 1991-м. И правильно ли после этого утверждать, что
Шанцев, дескать, «шел по накатанной» — все, мол, сделали
до него? Я бы, наоборот, сравнил Шанцева с мифическим героем
Гераклом, которому выпала «честь» очистить Авгиевы
конюшни. Но вряд ли это значит, что те, кто так унавозил долгострои,
– герои.
Мысль
автора почему-то непостоянна как муза — она гуляет, и вслед за нею
гуляют цифры. Во-первых, с чего вдруг утверждается, что в 2005-м году
Шанцев принял регион без государственного долга? Легко найти на
официальных сайтах: долг
был и составлял 8,3 млрд рублей – нагрузка на бюджет достигала
44%! К 2008-му эта цифра снизилась почти в 4 раза до 12%. Да, сегодня
госдолг снова вырос до 53%, но не надо забывать о том, что и бюджет
области вырос в абсолютных цифрах в 5 раз! Для любого эксперта,
который хотя бы несколько раз в студенческие годы посещал лекции по
экономике, понятно, что долг обеспечен реальными экономическими
возможностями.
Тем
удивительнее выглядит вывод автора, что на каждого нижегородца
сегодня приходится по 15 тысяч рублей государственного долга.
Конечно, проще всего было разделить сумму госдолга на число жителей,
однако, когда деньги в обороте, простые арифметические действия
некорректны. Любой экономист подтвердит: если деньги, взятые в долг,
не проедаются, а работают, то они создают прибавочную стоимость.
Азбука бизнеса: товар – деньги – товар. Или в случае с
госсредствами: займы – госпрограммы поддержки предприятий
промышленности и АПК (а еще ФОКи, больницы, школы, дороги) –
налоговые поступления, экономическая мощь региона, как гарантия от
возможного мирового кризиса. И создание условий для людей, чтобы было
больше возможностей заработать деньги самим своим трудом, чтобы не
было потребности и необходимости ждать социальных пособий и льгот.
И
напоследок совет, который мне хотелось бы дать всем тем, кто
предпочитает критиковать только ради критики, а сам в своей жизни
мало чего добился. Упаси вас Бог
утверждать на людях, что деньги на строительство станции метро
«Горьковская» (как утверждают депутаты Законодательного
Собрания, принимавшие бюджет, 25 млрд рублей, а не 60, как пишут
некоторые!) были потрачены впустую. Что, мол, лучше было бы их
разбросать по районам. Благодаря метро, симпатии жителей заречной
части Нижнего Новгорода сегодня полностью на стороне Шанцева, который
– единственный из всех губернаторов не сдрейфил и довел этот
масштабный проект до реализации. Конечно, автозаводская братва не
читает газет и вряд ли знает автора в лицо, но, если вдруг узнает на
улице, то вполне может призвать к ответу «за гнилой базар»,
потому что имеет свою позицию и даже способна прислушиваться к
общественному мнению. Чего я и желаю всем критиканам и невеждам.