Как бы чего не вышло
Нижегородский либеральный клуб это не способ проведения досуга. Он требует времени, требует отвлечения от смотрения телевизора, занятия семейными обязанностями. Мы собираемся раз в месяц, предварительно обговаривая повестку, включающую разнообразные вопросы – и чисто просвещенческие, как размышления о свободе, о государстве, и более злободневные.
На последнем заседании, которое я, будучи в отъезде, пропустил, обсуждалась тема появления в нынешней российской действительности так называемых «черных лебедей» – непредсказанных и неожидаемых событий. Также одной из наиболее ярких за последнее время была тема, приуроченная к очередной годовщине начала событий на Украине.
Кстати, надо сказать, что даже внутри Нижегородского либерального клуба можно наблюдать раскол современного российского общества.
Клуб по отношению к украинской теме раскололся на два непримиримых лагеря. Я их называю «либералами-националистами» и «имперцами», и они по-разному воспринимают, скажем, присоединение (в другой терминологии – аннексии) Крыма. «Либералы-националисты» во главу угла ставят интересы страны, гражданской нации России. «Имперцы» видят необходимость раздвинуть границы России до пределов Советского Союза.
И это очень интересно.
На мой взгляд, настоящей позицией либерала должна быть позиция как раз «либерала-националиста», сторонника развития страны по пути превращения в гражданскую нацию. Империя, по меткому выражению Эмиля Паина, во главу угла ставит «разделяй и властвуй», а гражданская нация заинтересована в интеграции.
Беда и вина Нижегородского либерального клуба в том, что мы постепенно теряем людей, а молодая смена не приходит. Наверное, мы не очень интересны молодежи – не можем найти язык для общения, да и энергии недостаточно, – и это печалит.
Но мне интересно заниматься клубом, у нас есть свой сайт liberalnn.org, где ведется немногочисленная дискуссия на разные темы. Кстати, членом клуба является бывший член Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза последнего издания. Как вам? Вообще же все мы имеем отношение к истории демократического движения Нижнего Новгорода.
Начинался клуб как попытка объединить прежние демократические силы, которые широко развернулись в конце 80-х годов. Собственно, и Борис Немцов был участником Демократической России, участвуя в некоторых ее заседаниях. Потом власть отдалила многих от общественной деятельности – все нашли свое дело. И это хорошо.
Но непременно возникнет ситуация, когда гражданский активизм, то есть, все формы гражданской активности в обществе будут принимать какие-то неформальные черты. Сейчас ситуация складывается так, что всякая неформальная активность с подозрением воспринимается органами власти. Главный подход власти по отношению к гражданскому обществу и вообще к общественной активности – возглавить и направить в свое русло. А общественная активность очень часто не поддается такому влиянию.
Вы обратили внимание, какое количество общественных организаций у нас в стране? Их до смешного мало. Их всего около сотни тысяч – зарегистрированных, еще порядка тридцати тысяч религиозных. Всего около ста пятидесяти тысяч. Для страны с населением в сто пятьдесят миллионов это просто до смешного мало. Организаций – разных – должно быть на порядок, а то и на два больше.
А отсюда и создается иллюзия того, что власти не на кого опереться. Конечно, не на кого – она боится любых неформальных активностей граждан.
В то же время такие активности – это нормальное состояние человеческого общества. Люди объединяются по разным мотивам. Если вы взглянете на так называемую Стратегию-2035, то раздел «Гражданское общество» покажет, как власть видит организацию этой активности – в форме поддержки волонтерских организаций. Понятно, что социальной активности самой власти недостаточно, и она нуждается в поддержке волонтерских организаций. Но ограничивать общественную активность ориентируя ее только на помощь пожилым, малоимущим, старикам, инвалидам, детям, либо на поиск пропавших? Жизнь гораздо богаче.
Поэтому если власть думает о будущем, она должна содействовать формированию любых групп гражданского активизма. Любых. А пока все делается с оглядкой, с боязнью – «как бы чего не вышло». Если власть избавится от иллюзии того, что она может всех заставить думать одинаково, то тут и начнется некое движение.
Я уже не говорю о необходимости понимания развивать местное самоуправление и необходимости вернуть выборы мэров. И вообще вернуть выборы населению. Правильнее, наверное, даже сказать – вернуть население в выборы. Потому что любые формы гражданской активности будут упираться в проявление какого-то политического активизма – а там все двери заколочены. И все – либо ты уходишь в какие-то революции, как уже было не однажды, либо начинаешь заботиться о развитии маленького поселка, где ты живешь, дома, где ты живешь, улицы, двора, города.
Искусство политика заключается в том, чтобы уметь заглянуть чуть дальше остальных. Смотрят ли те политики, которые сейчас у нас наверху? Думаю, нет. И знаю почему. Потому что сидят они там бессменно и потеряли чувство реальности и опоры на ту жизнь, которая их когда-то выдвинула. Они ничего ни с кем не обсуждают, получают обо все специфически подающуюся информацию.