Комфорт плюс экономия
Жилищно-коммунальное хозяйство России нуждается в
модернизации: проблем в этой отрасли накопилось немало. В условиях ограничения тарифов
на услуги ЖКХ надо искать новые пути решения давно назревших задач. Очевидно,
что необходимо привлекать инвестиции в эту сферу. В частности, предполагается передача
коммунальных структур в концессию. Думаю, благодаря привлечению дополнительных
средств задача модернизации ЖКХ будет реализована.
Сегодня по всей стране проводятся мероприятия, направленные
на повышение благоустроенности жилья. В Нижегородской области в этом вопросе,
безусловно, наблюдается позитивная динамика. В частности, идет строительство
объектов газификации — как по программе Газпрома, за счет инвестиционной
надбавки, так и за счет средств областного бюджета в рамках областных программ.
Кроме того, предусматриваются еще определенные меры поддержки при газификации
домовладений.
Уровень газификации Нижегородской области сегодня
составляет 85%, что уже выше, чем в среднем по России – в целом, по стране
газифицировано 63% территорий. Приход газа — важное событие для любого
населенного пункта. Это означает, что качество жизни в селах приближается к
условиям крупных городов — а без решения этой задачи невозможно остановить
отток населения из районов области. Неслучайно, за время реализации программы
газификации Нижегородской области молодые люди стали более охотно оставаться
работать в родных поселках. По статистике, за последние 7 лет учительский
состав в школах и детсадах области стал моложе на 20%. Конечно, здесь сказалось
и действие других областных программ, нацеленных на поддержку села. Тем не
менее, для повышения качества жизни в районах создание необходимого бытового комфорта
имеет огромное значение.
В стране, богатой природными ресурсами, газ, как
экологически чистое и, при соблюдении необходимых требований, безопасное
топливо, позволяет поддерживать высокий уровень комфорта в жилых помещениях.
Приход газа в населенный пункт означает и значительное повышение качества жизни
для жителей, и экономию средств, ведь плата за отопление при переходе на газ
снижается в разы (хотя первоначально газификация и требует определенных
расходов). По словам самих жителей, стоимость коммунальных услуг становится
меньше в три раза – это серьезная экономия для любой семьи.
Конечно, многое зависит от эффективной работы органов
местного самоуправления. Например, что касается выбора формы отопления, то переход
от централизованной системы к индивидуальному газовому отоплению регулируется
федеральным законом о теплоснабжении, который делает процедуру такого перехода
достаточно сложной. Это обусловлено необходимостью защитить права граждан – как
жителей конкретного многоквартирного дома, так и всего муниципального
образования. При этом учитывается и техническая возможность перехода на
индивидуальное газовое отопление, и соблюдение норм пожарной безопасности. По
131-му закону «Об основах организации местного самоуправления» организация
газоснабжения – это вопрос местного значения, и именно местные органы власти
утверждают схему теплоснабжения, методика составления которой предполагает
разработку нескольких вариантов, к утверждению же выбирается наиболее оптимальный
для потребителей с экономической точки зрения. При этом орган местного
самоуправления должен учесть все факторы – как наиболее эффективное
использование централизованной системы теплоснабжения, так и итоговая стоимость
тепла для потребителей.
В целом, за последние годы качество жилищно-коммунальных
услуг, предоставляемых населению Нижегородской области, заметно изменилось в
лучшую сторону. Мне кажется, в векторе, обозначенном Владимиром Путиным, —
привести в кратчайшие сроки состояние инфраструктуры ЖКХ к нормативному – у
Валерия Шанцева, как у главы региона, по сравнению с его коллегами из других
субъектов России, есть очевидные результаты. Одним из примеров успешной
модернизации предприятий сферы ЖКХ может служить явное улучшение качества воды
в результате ряда мер, предпринятых нижегородским Водоканалом.
В перспективе, средства на модернизацию инфраструктуры ЖКХ
будут получены в результате комплекса мер по привлечению инвестиций в
жилищно-коммунальное хозяйство. В этой работе задействованы все уровни власти в
рамках своих полномочий. Вполне своевременно правительством Нижегородской
области утверждены графики разработки схем теплоснабжения, схем водоснабжения и
водоотведения, схем комплексного развития коммунальной инфраструктуры
поселений. А органы местного самоуправления, в соответствии с этими графиками теперь
должны разработать указанные документы и осуществить учет бесхозяйных объектов,
в частности сетей, обеспечивая их эксплуатацию. Насколько эта работа приведет к
дальнейшему повышению качества коммунальных услуг, говорить пока рано. Это
покажет время.