Моратория не будет
Григорий Добромелов, сотрудник Центра эмпирических политических исследований Санкт-Петербургского Государственного Университета (ЦЭПИ СПбГУ):
Новый Жилищный кодекс нельзя назвать ультра-либеральным, а уж тем более хорошо продуманным. А вот то, что он негативно скажется на малоимущих, — это очевидно. Во-первых, вся внешняя либеральность кодекса убивается деталями, прописанными в нем. Например, в случае если граждане не создают ТСЖ до 2006 года, то право определения их судьбы переходит государству, которое уже и определяет, пусть и на конкурсной основе (как у нас проводятся конкурсы, все знают) управляющую компанию. Таким образом, гражданам опять навяжут старые Жилкомсервисы, но под новым названием. Очевидно, что создать такое огромное количество ТСЖ за один год просто нереально. То есть стоит говорить о целенаправленности решения.
Я не вижу в Кодексе ни одного положения, способного ускорить гражданам получение жилья. Напротив, ясно, что государство в корне поменяло свою политику в отношении социального обеспечения населения жильем. Если раньше оно брало на себя обязательства по выдаче гражданам жилплощади, то теперь лишь помогает, тем, кто в состоянии его купить. Да — это более западный вариант, и возможно более эффективный и честный. Теперь государство открыто говорит, что 80-ти процентам граждан в ближайшее время помочь с улучшением условий проживания не может. Ипотека сейчас реальна только для 15-20 процентов населения.
Главное недовольство вызовет повышение коммунальных платежей и возможное переселение тех, кто не сможет их платить. Система создана достаточно интересная. Государство гарантирует малоимущим дотацию на квартплату на уровне установленном администрацией города или области. Это средняя температура по больнице. Те, кто окажется в домах, где больше половины жителей проголосует за высокие коммунальные платежи (а это будут, скорее всего, дома в элитных и центральных районах), будут принудительно выселятся, поскольку разницу между средней ценой, гарантируемой государством, и реальной оплатой им никто возмещать не будет. Таким образом, в городах появятся элитные районы и трущобы, куда переселят всех малоимущих.
Наиболее положительный аспект нового Кодекса — это упорядочивание ситуации с долевым строительством и запрет на создание пирамид с дольщиками. Правда строители уже нашли выход, создавая те же пирамиды, но уже по схеме облигаций. Обмен жилья по новому Кодексу почти прекратится — коммуналки теперь расселить почти невозможно. Перепланировка теперь — повод для субъективного отнимания квартиры. Как повлияет новый Кодекс на уплотнительную застройку — вообще сказать нельзя. Очевидно только, что общие объемы строительства в связи с рисками по привлечению средств дольщиков сократятся, поскольку строители пока не имеют альтернативных источников крупных инвестиций.
Безусловно, новый Жилищный кодекс может вызвать новую волну протеста населения. Здесь важно понимать два аспекта. Если пиар-раскрутка реформы не будет проводится, и никто от нее изначально ничего ждать не будет, то масштабных выступлений вряд ли стоит ожидать, поскольку некоторые жители действительно почувствуют улучшение обслуживания домов. Но если будет продолжена политика обещания золотых гор, то, как бы удачно не проходила реформа (а удачной ее можно будет назвать, даже если 15-20 процентов населения улучшат свои жилищные условия), будет огромная волна протеста. Поскольку сработает эффект неоправданных ожиданий, в этом случае протест гораздо более мощный, чем когда наступает кризис. Многое будет зависеть и от властей на местах. Насколько гибко они смогут применять императив по выселению граждан за неуплату.
Спустить закон на тормозах не получится, слишком близко он касается абсолютно всех категорий граждан. Если монетизация затронула только наименее защищенные слои населения, то Жилищный кодекс касается всех — и тут уже в действие будут приводиться другие рычаги влияния на власть. Регионы, конечно, будут стараться адаптировать закон под свои реалии и от успешности этого процесса будет многое зависеть. По сути, судьба любого главы города или региона лежит в руках ответственного за жилищную реформу.
Рейтинг наших партий зависит от мнения населения, также как температура трупа от патологоанатома. На их рейтинги может повлиять только господин Сурков. Прочие потуги на получение очков от провала реформы или ее успеха будут колебаться в пределах статистической погрешности. А вот популярность Путина, из разряда непреложных законов уже вышла. Уже понятно, что существуют варианты, когда к 2008 году Путин повторит тренд своего предшественника от всенародной любви к двум процентам доверия. Хотя исключать нахождение вариантов, при которых возможно удержание рейтинга президента на нынешнем уровне, даже при провале реформы, нельзя.
Ну, очевидно, что введение моратория на вступление закона в силу было бы воспринято как слабость власти. Хотя, может быть, и стоило это сделать, поскольку положительный эффект от знака обществу, что в Кремле еще способны к адекватным поступкам, был бы заметен. С другой стороны я бы не исключал, что перед некоторыми силами стоит как раз задача максимально расшатать ситуацию и вызвать массовые протесты. Нестабильность в обществе будет только на руку сценаристам различных «померанцевых» революций. А где находятся эти товарищи, указывать, я думаю, уже не надо. Остается только подождать проявления последствий введения Кодекса.