16+
Аналитика
30.08.2019
В государстве, для которого РАНХиГС готовит служащих, подобного быть не должно.
28.08.2019
… дальше был тот самый звонок из обладминистрации.
30.08.2019
НИУ РАНХиГС – часть «современного демократического общества», которое очень не любит критику.
30.08.2019
Ситуация с вытеснением Виктора Лысова из НИУ РАНХиГС не является уникальной.
30.08.2019
История  с «увольнением» Виктора Лысова показательна для оценки состояния, в котором пребывает отечественная высшая школа.
29.08.2019
Может ли ректор НИУ РАНХиГС отказать, если ему предложат уволить преподавателя?
29.08.2019
НИУ РАНХиГС лишил своих студентов одного из лучших преподавателей.
29.08.2019
Хотя прямой связи между созданием НОЦ и темпами развития в Нижегородской области нет.  
29.08.2019
В Нижнем происходит то же самое, что в Москве – «реорганизация».
28.08.2019
Как будет осуществляться поддержка живущих за чертой бедности нижегородцев – непонятно.
28.08.2019
Борьба с коррупцией будет основным направлением работы нового главы нижегородского УФСБ.
27.08.2019
Провозглашаемые властью цели и реальные действия слишком сильно различаются.
27 Августа 2019
1164 просмотра

На обочине жизни

Александр Егоров
политолог, директор Центра стратегических инициатив ВШГУ Дзержинского филиала РАНХиГС
На обочине жизни

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, наше государство является социальным, что означает, что политика его направлена на повышение уровня жизни населения. Конечно, этим вклад государства в развитие граждан не ограничивается, но это самый важный пункт.

В условиях рыночной экономики не все могут найти достойное место в жизни. Кто-то, используя свои способности, занимается предпринимательской деятельностью, другие граждане удачно устраиваются на государственную и муниципальную службу.

Но есть достаточно широкий круг людей, которые, увы, не могут преуспеть в жизни самостоятельно, обеспечить себя материально – они пополняют ряды бедных. И, судя по докладу регионального министерства социальной политики в Нижегородской области, их доля составляет 9,95 процента, а в абсолютных цифрах это 321 858 человек. Конечно, это много, особенно если мы ставим задачу увеличения численности среднего класса. А ведь есть еще и более низкая граница, за которой люди существуют на грани физического выживания.

Если проанализировать состав этих десяти процентов с доходом менее прожиточного минимума, мы увидим, что многие семьи имеют детей. Домохозяйства с двумя детьми составляют 35 процентов от общего количества, с тремя и более – шестнадцать процентов. По совокупности – более половины.

Поэтому в первую очередь надо обратить внимание на политику в отношении многодетных семей. Рождение очередного ребенка, с одной стороны, прибавляет родителям радости, с другой – порождает ряд материальных проблем, ставя семьи в уязвимую ситуацию.

В докладе регионального минсоцполитики отмечается, что тридцать девять процентов от общего числа проживающих на доход ниже прожиточного минимума это безработные, двадцать восемь процентов – с недостаточным уровнем зарплаты. Это очень важные факторы, выталкивающие людей на обочину жизни.

Увы, и многие из других нижегородцев ходят под этим дамокловым мечом, поскольку доходы постепенно падают и люди двигаются к той черте малообеспеченности, за которой следует бедность.

В то же время надо понимать, что существует и неофициальная занятость. Сейчас, по всероссийским данным, официально трудоустроены 71,5 миллиона человек. Но трудоспособное население России значительно больше. Понятно, что многие заняты неофициально. В немалом количестве есть такие люди и в Нижегородской области – у них есть неофициальные доходы, подсобное хозяйство, поскольку значительная часть из категории бедных живет в сельской местности. То есть, какие-то доходы у них есть и прокормить себя они в состоянии.

Но это одна из проблем, которые стоят перед нашей властью – как вернуть эти доходы в официальную плоскость, чтобы получить более адекватную картину бедности в Нижегородской области.

Что касается поручения региональному минсоцполитики вести реестр жителей Нижегородской области, живущих на доходы ниже прожиточного минимума, полагаю, что хуже от его появления не станет. Он позволит более точечно решать проблемы малообеспеченных граждан. Создав этот реестр, можно будет более детально, в том числе и с привлечением социологов и политологов, давать оценки на ближайшую перспективу – какой динамики стоит ожидать и какие должны быть приняты меры на региональном уровне, чтобы эффективно бороться с проблемой бедности.

Потребуются изменения в региональном законодательстве, несколько таких и предлагает минсоцполитики. На мой взгляд, они вполне здравые, например, исключение из законодательства региональных пособий на ребенка, на питание беременных и детей до трех лет. Пособие на ребенка в размере ста рублей в месяц – что оно есть, что нет. Разумней будет перераспределить эти средства в пользу более нуждающихся, для которых – и уже не сто, а двести или более рублей – это более серьезные деньги ввиду крайней ограниченности в средствах.

И последний момент. Говоря об инициативе создания реестра живущих на доходы ниже прожиточного минимума, надо понимать, что российское государство достаточно бюрократично по своему содержанию, и мне бы не хотелось, чтобы все ограничивалось составлением реестра. А чиновники иногда считают задачу выполненной уже после составления такого документа, сама же адресная помощь, которая должна ему воспоследовать, рассматривается порой как дело второстепенное.

Создание реестра – лишь первый шаг, полезность инициативы можно будет оценить, только когда мы увидим последствия на уровне реальной социальной политики.  

По теме
26.08.2019
Модернизация трассы М7 полезней, чем новая платная трасса.
26.08.2019
Но такой разрыв между верхними и нижними десятью процентами, как в России, недопустим.
23.08.2019
Средний класс ─ это как призрак. Вроде и бродит по России, а как выглядит и куда идет, неизвестно.
23.08.2019
Реестр нижегородцев с низкими доходами поможет предотвратить снижение их уровня жизни.
Подборка