Начато движение к многопартийной системе
Анатолий Козерадский, депутат Государственной думы РФ (фракция «Единая Россия»):
В Нижегородской области самыми главными политическими событиями уходящего года были выборы губернатора, выборы мэра, городской думы Нижнего Новгорода, глав администраций и земских собраний в районах. В связи с чем мы отмечаем их как главные события? В связи с тем, что меняется внутренняя политика государства. Меняется политическая система.
Сегодня принято решение о партийных выборах в Государственную думу и частично в законодательные собрания регионов России. В следующих законодательных собраниях будет 50 процентов депутатов, прошедших по спискам партий, и 50 процентов одномандатников.
Это важное событие, связанное с тем, что в стране делается попытка создать уже в ближайшее время многопартийную систему. Такая система позволит повысить эффективность государства, в частности, в борьбе с коррупцией, которой очень подвержена власть в Российской Федерации.
В 2006 году, в марте, будут выборы в Законодательное собрание Нижегородской области. ЗС НО формируется так же, как и во всей стране: 50 депутатов по партийным спискам и 50 одномандатников. После принятия закона о выборах губернаторов областными Законодательными собраниями по представлению президента Заксобрания будут значительно более весомы, их роль возрастет.
Я уверен, что Законодательное собрание нового созыва останется самостоятельным органом власти. Ни от кого не зависеть нельзя. Заксобрание будет зависимо в первую очередь от тех людей, которые его выберут. Конечно же, оно зависимо от российского законодательства, от своего устава. Кстати, в следующем году ожидается принятие новой редакции Устава Нижегородской области, от которого также будет зависеть ЗС.
Конечно же, Заксобрание будет работать в содружестве с областной исполнительной властью. Согласие и разумный диалог будут способствовать улучшению жизни нижегородцев. От пустой драки хорошего ждать не следует.
Но ЗС будет достаточно самостоятельным. Априори Законодательное собрание обязано принимать законы и диктовать правила игры на территории Нижегородской области. Оно было таким и всегда будет, без всякого сомнения.
Конфронтации между исполнительной властью и Законодательным собранием нового созыва не предвидится.
Думается, что в следующем году мы будем иметь лучший бюджет. Вернее, будут условия формирования лучшего бюджета Нижегородской области. Это связано в первую очередь с приходом нового губернатора, сильного, влиятельного политика. Думаю, уже с февраля этот бюджет начнет формироваться.
Если будет лучший бюджет, значит, больше будет денег на социальные программы, на программы поддержки предпринимателей. Я очень надеюсь, что социальное положение и жизнь нижегородцев улучшится в связи с тем, что действительно даются преференции и малому бизнесу, и крупным предпринимателям.
Лидером всех политических изменений в Нижегородской области до последнего времени был Сергей Кириенко. Его активность здесь связана, наверное, в первую очередь с тем, что он наш земляк. Коновалов, без сомнения, будет влиять и на жизнь в нашей губернии, и на жизнь округа в целом, но все-таки его влияние именно в Нижегородской области будет меньше, чем у Сергея Владиленовича, по вышеуказанным причинам.
Если полпред несколько снизит свою активность конкретно в области, то губернатор будет превалировать в политической жизни. Губернатор – это высшее должностное лицо в субъекте федерации. Конечно, Шанцев будет в очень большой степени влиять на ситуацию как политик, как лидер — не преуменьшая роли Законодательного собрания. Губернатор и Законодательное собрание как коллективный орган должны стоять на одном уровне. Они представляют две основные политические силы в области.
Во внутренней российской политике самое главное событие уходящего года – это, конечно, реформа политической системы. Начато движение к многопартийной системе, которая существует практически во всех государствах с развитой демократией.
Многопартийные выборы дают возможность оппозиции присматривать за партией власти, а значит, когда партия власти ошибается, голос оппозиции всегда слышен. Вот к этому мы не могли прийти долгое время.
Выборы губернаторов мы уже отметили – это тоже связано с изменением партийной системы.
Далее я бы отметил отказ от государственного спонсорства. Это очень важно в политическом смысле. Россия за счет своих жителей спонсировала соседние государства – в первую очередь я говорю о продаже газа, нефти, электроэнергии не по рыночным мировым ценам, а значительно ниже даже, чем для отечественных предпринимателей.
Если уж у нас рыночная экономика, то и жить мы должны по рыночным законам. Поэтому преимущества относительно цен на нефть, газ, электроэнергию должны быть только для граждан России.
Хотелось бы отметить выполнение обещания Владимира Владимировича Путина – равноудаленность от власти олигархов. Это подтверждается примерами подсудности наших олигархов. Сегодня государство выходит на первую позицию, демонстрируя, что закон един для всех.
К сожалению, должен сказать, что одно из главных внутриполитических событий, которое не дало особых результатов, — это реформа управления страной. Новые подходы к формированию правительства, к созданию министерств, агентств – реформа госвласти, к сожалению, ощутимых результатов пока для общества не дала.