О российском катарсисе, вызванном украинскими событиями
Проф. А.В. Матецкая высказала
интересную идею о том, что всплеск массовой эйфории населения РФ в
первой половине 2014-го года был обусловлен совместным сакральным переживанием,
вызванном «реновацией» в смысле М. Элиаде – «обновлением и восстановлением мира
через приобщение к сакральному». Правда автор прошла мимо структуры данного
общественного катарсиса (в изначальном понимании данного термина – как
избавления от скверны в сообществе по итогам совместно проведенной мистерии),
умолчав о том, где и как «божественное» коснулось нас грешных, вызвав
«очищение» и коллективный восторг. И еще она отказала людям России в наличии
какой-либо идеальной космогонии, правда тут же сконструировав оную в виде
«святости государства»: «Именно государство, организующее социальный космос,
оказывается конечной сакральной инстанцией»; «И это, прежде всего, ценность
государства – государства «сильного» и «справедливого».
Принимая идею по существу, мне захотелось верифицировать те
конкретности, которыми автор концепта привлекла к его презентации и
обоснованию. Прежде всего, это государство, как всеобщая сакральная ценность
вовлеченных в катарсис людей. Соглашусь, что существуют люди, в картину мира
которых «магия государства» вписана очень сильно, – сам разговаривал
неоднократно с различного рода любителями национализаций, озадачивая их
вопросом о том, чем отличается ворующий чиновник национализированного
предприятия от ворующего клерка частной конторы? А так же тыкая пальцем в уже
существующие госкорпорации РФ. Однако не создается у меня впечатления, что
таковых очень уж много среди субъектов действия «Русской весны». Вот свежая
оценка некоторых итогов от снабженца ополчения: «В условиях плохо работающей в
ДНР системы снабжения как обмундированием, так и "инструментарием"
(хотя чаще дело не в плохой системе снабжения, а в физическом отсутствии необходимого)
этот "народный военторг" (то, что завозится из РФ благодаря вашей
финансовой помощи) и своеобразный бартер — для многих ополченцев единственное,
что спасает их (иногда очень печальное) положение. // РФ (как государство)
оказывала помощь "гуманитарными конвоями" мирному населению Донбасса
и в отдельный период – военной техникой и войсками (неофициально). Но помощь
снаряжением (и частично вооружением) именно ополченцам – это целиком заслуга
российского общества. По крайней мере я не встретил еще ни одного ополченца,
который был бы обмундирован и экипирован за счёт РФ.» (А. Жучковский, запись в
ФБ) Или еще: «Люди пишут — вместе с пересылкой средств на гуманитарку:
"Русский помоги русскому", "Волгоград с вами", "От
русского украинца", "Русские своих не бросают…",
"Держитесь, молимся за вас", "Миром мы сильны", …"Из
Сибири с любовью", "Дай Бог сил и мужества", "Помоги вам
Господь в добром деле", "От пограничника",
…"Хабаровск", "За мир в Новороссии", "За Россию.
Держитесь", ещё сотня других пожеланий. Кланяюсь в ноги вам, люди. // И,
спрашивается, какого чёрта я целый месяц ходил по богатым людям, не выбив из
них не рубля, когда вокруг целый родной народ. … Планка в два миллиона
взята. … // "Из солнечной Испании", "Бог в помощь!",
"Пусть ребята не мёрзнут", …, "На тепло", "Держись,
Донбасс", "Людям". И ещё: Заур Петрович "Бог нам всем в
помощь!", Станислав Стефанович: "Сколько могу!", Михаил
Владимирович: "Кому-то они нужнее, чем мне сейчас" (и человек шлёт 10
тысяч), Максим Валентинович: "Победа будет за нами!", Светлана
Альбертовна: "Нашим в Новороссию!", Валерий Иосифович:
"Простите, что мало. Пенсионер, 76 лет" — Вы нас простите, Валерий
Иосифович, … Ольга Владимировна: "Тем, кто вернул мне веру в русских
людей!" // Всех не могу отблагодарить, но моя жена Марыся сейчас сказала:
"У меня снова проснулась вера в Россию и – радость на сердце".» (З.
Прилепин, записи в ФБ).
В общем, государства здесь как-то не видно даже в контексте,
видно «от людей – людям». По свидетельствам волонтеров, доставляющих грузы в
Донбасс, государство обычно ведет себя нейтрально и отстраненно, но иногда оно
вдруг начинает мешаться, «путаться под ногами». Общее же отношение их к
государству совпадает с тем, что я обнаружил, когда смотрел как это слово
«представлено в русском языке»: нечто назойливое, «грузящее лишним», вороватое,
кого не грех послать и/или надуть. Не видно тут необходимого для сакрального
понятия «придыхания», наличествует именно что полное уравнение в профанном с
людьми.
Соглашусь, что в советское время государство «надували»
сакральностью, была такая государственная политика «Государство тебе все дало,
а ты…», но даже в то время «советское государство» было чем-то, что формовало
лишь обыденность, и то ближе к негативным ее слоям – ЖКХ, вытрезвители,
милиция. Экзистенциальные же напряжения катарсисов обычно передавались другими
понятиями: «Вставай, страна огромная, // Вставай на смертный бой…» (В.И.
Лебедев-Кумач), «От границы мы Землю вертели назад — // Было дело сначала. //
Но обратно ее закрутил наш комбат, // Оттолкнувшись ногой от Урала. //
Наконец-то нам дали приказ наступать, // Отбирать наши пяди и крохи. // Но мы
помним, как солнце отправилось вспять // И едва не зашло на востоке.» (В.С. Высоцкий)
Что уж тут говорить о более ранних периодах. Вот А.А. Блок: «О, Русь моя! Жена
моя! До боли // Нам ясен долгий путь! // Наш путь – стрелой татарской
древней воли // Пронзил нам грудь. // Наш путь – степной, наш путь –
в тоске безбрежной – // В твоей тоске, о, Русь! // И даже мглы –
ночной и зарубежной – // Я не боюсь. // Пусть ночь. Домчимся. Озарим
кострами // Степную даль. // В степном дыму блеснет святое знамя // И ханской
сабли сталь… // И вечный бой!..» Можно также взять описание подготовки к
катарсису от М.Ю. Лермонтова: «Мы долго молча отступали, // Досадно было, боя
ждали, // Ворчали старики: // «Что ж мы? на зимние квартиры? // Не смеют что ли
командиры // Чужие изорвать мундиры // О русские штыки?» // И вот нашли большое
поле: // Есть разгуляться где на воле!..» и далее – и не найдем мы в «Бородино»
никакого государства, даже в контексте. Нет его и в «Клеветникам России» А.С.
Пушкина: «Иль старый богатырь, покойный на постеле, // Не в силах завинтить
свой измаильский штык? // Иль русского царя уже бессильно слово? //Иль нам с
Европой спорить ново? // Иль русский от побед отвык? // Иль мало нас? Или от
Перми до Тавриды, // От финских хладных скал до пламенной Колхиды, // От
потрясенного Кремля // До стен недвижного Китая, // Стальной щетиною сверкая,
// Не встанет русская земля?..» Вот «русская земля» там всюду есть, «мы» есть,
даже «царь» у Пушкина проглянулся, а вот «государства» – увы – нет.
Потому «советчину», с ее сакрализацией государства, все же
придется отставить в сторону. Если кто и верен этому «божеству», тот – увы –
совершенно не субъектен, и потому для социального действия бесполезен.
Вследствие этого встает вопрос о другой возможной модели той космогонии,
движение «русского мира» к которой смогло вызвать наблюдаемую эйфорию субъектных
людей. Здесь имеет смысл вспомнить наше «посконное»: «царь хороший, а вот бояре
…» В общем-то во все времена то сборище начальников, которое находится в прямой
ассоциации со словом «государство», считалось вместилищем скверны:
притеснители, жулики, мздоимцы, грабители. Люди без чести и совести. И
деятельность этих «слуг ада» компенсировалась тем, что проявлялось в понятии
«царь», и стояло за ним, – позитивной сакральностью «святой Руси». Эта
сакральность давалась людям в момент катарсиса – облагораживала их мир – и
постепенно гасла стараниями «бесов» до своего явления в следующем катарсисе.
Потому – знаменитое русское «терпение» в обыденности. Потому – толерантность к
негативу от активности «осквернителей». И здесь же – способность выхода из
казалось бы предельной конечной точки – благодаря «искре божией», внезапно
сверкающей в ночи… И царь был ЦАРЕМ лишь постольку, поскольку он
вкладывался в длительность указанной выше позитивности.
Так вот: люди с подобной габитусной оптикой — как они еще
могли воспринять в тот факт, что «прожженная в баблолюбии» РФ вдруг неожиданно
встанет за ихних «своих»? Скорее от государства Российского следовало ожидать
действий, тщательно прописываемых нашими «либералами»: «радостно повизгивая,
лизать сапог западного хозяина, и следовать всем его указаниям». Ведь нет в
Крыму никаких «человеков» с их волей и пониманием своего блага (т.е. их
правами), есть лишь право Украины на подаренную ей «св. Хрущевым» территорию.
«Чемодан, вокзал, …» и далее – это ведь правильно, это соответствует «новому
мировому порядку». Любая тварь на земле достойна свободы и достоинства, кроме
русских. Русских ведь нет, ни их самих, ни их земли – так, пустая территория,
назначенная к свободному заселению кем придется…
И тут РФ, вместо того, чтобы производить привычное паскудство
и бесчестие, вдруг неожиданно вписалось в поддержку их «русского мира».
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.