«Оказательство раскола» по-лужковски
Инициатива Ю.М. Лужкова является закономерным шагом в череде давно уже начавшихся событий. Налицо начало русской «консервативной эволюции», совершающейся фактически «по всем фронтам».
Общественные инициативы столичного мэра за все годы его правления неоднократно вызывали весьма и весьма противоречивые чувства. Неоднократно позиционируя себя в качестве патриота-державника и смело критикуя олигархов, градоначальник потратил много сил и энергии на борьбу с ветряными мельницами «русского фашизма». Возглавив движение с претенциозным названием «Отечество – вся Россия», он фактически превратил Москву в независимое государство. И, наконец, продолжая разрушение исторического облика центра столицы, взялся за восстановление Рогожского кладбища, духовного центра крупнейшего Русской Православной Старообрядческой Церкви, крупнейшего в старообрядчестве Белокриницкого согласия. И, несмотря на то, что последняя инициатива, в основном, выражена пока лишь на словах, некоторые конкретные распоряжения были уже сделаны.
Шутки ради стоит отметить, что последние действия Лужкова ещё в XIX столетии были бы чётко охарактеризованы как «оказательство раскола» (пропаганда старообрядчества) и, в согласии с законодательством Российской Империи, карались следующими мерами:
ст.31. Ссылка на житье в губернии Томскую или Тобольскую, с заключением на время от одного года до двух лет; или работы в исправительных арестантских отделениях на время от полутора года до двух с половиною лет…
Ст.50. Соединенное с осуждением… лишение некоторых личных прав и преимуществ ограничивается:
для дворян: запрещением вступать в государственную или общественную службу, участвовать в выборах и быть избираемыми на какую-либо должность…
Судя по тому, что по дореволюционной табели о рангах столичный градоначальник занимал чин не ниже статского советника, потомственное дворянство ему обеспечивалось автоматически, но вот за «оказательство раскола» Юрию Михайловичу грозила бы долгая ссылка на дачу, далёкую от Рублёвского шоссе. Кстати, если мне не изменяет память, в своё время немало писали, что как раз в Бурятии у московского мэра дача-то и строится…
Однако, вопреки действиям своих, во многом более либеральных предков, Государь-страстотерпец Николай II ровно 100 лет тому назад, 16 апреля 1905 года (Страстная Суббота) направил московскому генерал-губернатору следующую телеграмму:
«Повелеваю в сегодняшний день наступающего Светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь стоящим при них настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим мiром снятие долговременного запрета новым выражением моего доверия и сердечного благоволения к старообрядцам, искони известным своею непоколебимою преданностью Престолу. Да благословит и умудрит их Господь с полною искренностью пойти навстречу желаниям и стремлениям Русской Православной Церкви воссоединить их с нею и прекратить Соборным решением тяжёлую историческую церковную рознь, устранить которую может только Церковь».
Последнее означало, что старообрядцы, лишённые элементарного права совершать литургию в своих храмах, волей последнего русского Царя, были уравнены в правах с чадами Русской Православной Церкви. Дальнейший период, охвативший лишь 1905-1917 годы, даже получил громкое название «Золотого века старообрядчества» и это наименование было неслучайным. Во всяком случае, свой блеск и великолепие всемiрно известное старообрядческое Рогожское кладбище приобрело именно в эти годы. Сегодняшний глава Москвы, возможно, решил исполнить волю покойного Императора в полной мере, покамест за исключением последнего её аспекта, — воссоединения староверов с РПЦ. Тем не менее, если инициатива мэра носит искренний характер, а не PR’овский трюк, направленный на придание своему образу большей популярности и своему креслу пожизненного характера, то за старообрядцев можно только искренне порадоваться. Ведь, как известно, сегодня их материальное положение много тяжелее даже периода гонений века XIX, а потому восстановить ансамбль Рогожского кладбища собственными средствами им было бы не под силу.
Однако здесь неизбежно возникает вопрос: нельзя ли назвать поддержку старообрядцев, не находящихся в общении с Русской Православной Церковью, акцией, направленной против последней? Полагаю, что нет. Даже напротив, так как находится в согласии с действиями самой Московской Патриархии. Стоит отметить, что в последние годы священноначалие РПЦ неоднократно делало (и продолжает делать) шаги в сторону сближения со старообрядчеством. Начиная с того, что ещё на Поместном Соборе 1971 г. несправедливые клятвы, наложенные против старообрядцев во второй половине XVII века, были отменены окончательно и бесповоротно, и заканчивая сегодняшней деятельностью Священного Синода РПЦ, настроенного на сотрудничество со старообрядцами в социальных вопросах, простарообрядческая тенденция в Русской Православной Церкви только нарастает.
И это не может не радовать, т.к. на фоне действий всевозможных церковных либералов и обновленцев, консервативная линия Московской Патриархии вселяет надежду на то, что период нововведений в Русской Церкви закончился. И теперь новым в нашей Церкви может стать лишь начало восстановления «хорошо забытого старого»: возрождения церковно-канонического сознания и духа древлего благочестия, которым нам стоит поучиться именно у староверов. При этом необходимо добавить, что в лоне РПЦ уже более 200 лет существуют т.н. старообрядные (единоверческие) приходы, фактически являющиеся мостиком, соединяющим новообрядное Православие со старообрядчеством.
В завершение хотелось бы отметить, что, судя по всему, инициатива Ю.М. Лужкова является закономерным шагом в череде давно уже начавшихся событий. Налицо начало русской «консервативной эволюции», совершающейся фактически «по всем фронтам». «Оранжевые революции», вставшие на пути этого органичного процесса, лишь очередное тому подтверждение. И именно поэтому сегодня столь необходимо единство консервативно мыслящей части государственной элиты (к которой, к сожалению, столичного градоначальника можно отнести лишь с большими натяжками) и православных консерваторов как из РПЦ, так и из старообрядческих согласий. Тем самым можно было бы преодолеть социальную атомизацию традиционалистской части русского общества.
Оригинал этого материала опубликован на «Правая.ру».