Политическая значимость Шалабаева ничтожна
Начальные сто дней правления любого руководителя являются эпохальной отметкой. В это время все ищут признаки того, что ранее заявленное выполняется, что первые результаты есть, что заявлены новые планы.
В случае с Юрием Шалабаевым мы ничего подобного не увидели.
Его появление для меня было неожиданным, но по некотором размышлении понятным. Видимо, оно связано с некоторыми неудачами мэра Нижнего Новгорода Владимира Панова.
Но Панов начал с весьма определенных деклараций о своих намерениях, серьезно изменил структуру администрации, назначил новых людей. Шалабаев же не сделал ничего, кроме повторения отчасти шагов Панова, но даже ту же структуру администрации он изменил не так серьезно. Да, уменьшил количество замов, но от этого никому ни тепло, ни холодно. Разве что отстраненным чиновникам или тем, чьи полномочия уменьшили, – той же Любови Сачковой.
О кадровой политике. Последовало несколько новых назначений. Он назначил Сивохина, это довольно решительный управленец. И здесь можно отметить изменение отношения к Шалабаеву со стороны его подчиненных. В первой речи, где требовалось сказать несколько уважительных слов в отношении начальника, Сивохин назвал его Юрием Шалабаевым. Потом уже стало употребляться обязательное «Юрий Владимирович». Так что в глазах подчиненных Шалабаев постепенно становится более соответствующим занимаемой должности. Это тоже определенный результат.
Однако несколько весьма результативно действовавших при Панове замов ушли в отставку. Взять того же Карапузова (в заслугу которому можно поставить внедрение «умных остановок», которое можно признать весьма эффектным результатом деятельности предыдущего главы города, причем, результатом, принятым нижегородцами). Сейчас ходят разговоры о скором уходе еще одного заместителя.
Самым серьезным изменением стало то, что Шалабаев замкнул на себя финансовый блок. Это было логично – он сам финансист, и занимался в правительстве региона межбюджетными отношениями.
Исполняющий обязанности мэра сделал громкое заявление о привлечении нижегородцев к распределению бюджета города. Однако оно осталось пока лишь заявлением. Десять процентов бюджетных средств должны пойти на «инициативное бюджетирование». Однако было непонятно, как Шалабаев организует сбор мнений общественности, которая будет предлагать, на что расходовать эти деньги.
И.п. обратился к членам Общественной палаты города с просьбой принять в этом процессе активное участие, а потом стало известно, что город поделят на двести с чем-то участков, на каждый из которых выделят полтора миллиона рублей.
Так что закончилось все, похоже, банально – никакого механизма для учета мнения населения не появилось, и нет никаких признаков, что это мнение будет хоть как-то учтено. Признать такую инициативу реальным результатом никак нельзя.
Приход Шалабаева ознаменовался ливневыми если не катастрофами, то катаклизмами. Сам он в них, конечно, не виноват. И здесь к результатам первых ста дней на посту градоначальника можно отнести его заявление, что произойдет какое-то перераспределение средств, в результате которого должны появиться деньги на модернизацию трех объектов ливневки.
Это уже неплохо. Раньше мы слышали лишь, что модернизация ливневки в Нижнем Новгороде требует вложений объемом чуть ли не с годовой бюджет. Я помню, что речь шла о 20 миллиардах рублей, которые взять неоткуда. Тут же говорится о решении конкретных проблем в конкретных местах. Осталось дождаться реальных результатов.
Что касается присутствия Шалабаева в информационном пространстве, то он ведет себя достаточно активно, и за эти сто дней был замечен раздающим указания, например, на запуске нового котла на Сормовской ТЭЦ.
Подвижек в решении принципиально важных проблем с общественным транспортом не произошло, я не услышал от исполняющего полномочия даже заявлений по этой теме.
Еще одним результатом ста дней Шалабаева можно признать то, что он показал себя человеком, понимающим иерархию отношений в современной политической системе управления. Он исправно ходит за губернатором, выслушивает поручения, кивает и выполняет. Умело и уважительно говорит слова о взаимодействии с губернатором.
В разворачивающейся кампании по выборам нового состава городской думы Шалабаев себя никак не проявил, что и понятно – его политическая значимость в сегодняшней обстановке ничтожна. Все права принимать решения отданы на более высокий уровень. И в этой системе Шалабаев ни на что не претендует.
Следует отметить, пожалуй, включение исполняющего обязанности главы города в избирательную кампанию. Я имею в виду постановление Шалабаева о выделении резервных помещений для участковых комиссий на случай осложнения эпидемиологической обстановки. И в число этих помещений входят (внимание!) несколько десятков автобусов. Это выглядит, по меньшей мере, странно.
Если при Панове состоялась окончательная ликвидация представительной власти в лице думы Нижнего Новгорода при полном содействии ее председателя Барыкина, то Шалабаев лишь наследует уже сложившуюся практику, хотя и с новым составом гордумы. В системе, где власть централизована на уровне регионального руководства, он ни на что не претендует.
Так что нижегородцам на него рассчитывать нечего. Городская власть несамостоятельна, Шалабаев за сто дней себя как политическая фигура не проявил. Если ему как-то удастся отрегулировать финансовые потоки и наладить контроль за расходованием денег, хорошо. Пока мы ничего этого не видим, но и времени прошло слишком мало. Ближе к весне будет понятно, принесут ли какую-то пользу городу его не только финансовые, но и административные таланты.