Религиозное влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского фундаментализма
Ваххабиты
Северного Кавказа стремятся распространить свой идеологический
контроль над мусульманами Поволжья – к такому выводу пришли 1
февраля 2013 года участники научной конференции «Религиозное
влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского
фундаментализма», организованной
Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований
Российского института стратегических исследований.
Председатель
Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман
выделил три этапа влияния ваххабизма с Северного Кавказа на Татарстан
в новейшей истории: первый период – с момента распада СССР до
начала Второй чеченской войны (1991-1999), для которого больше
характерен культ светскими татарскими националистами чеченских
боевиков как «борцов
с империей», второй
период был временем наибольшего благоприятствования взаимоконтактам
кавказских и поволжских ваххабитов и охватывает время руководства
Духовным управлением мусульман Татарстана Гусманом Исхаковым
(1999-2011), и, наконец, третий период – последние три года,
когда стало очевидным и заметным воздействие деструктивных процессов
в религиозной сфере, проходящих на Северном Кавказе, в Поволжье.
«Начавшаяся
хиджра (переселение) кавказцев в Поволжье сказалась на ментальности
татарской молодежи: если в 2000-е годы кавказского сегмента было
крайне мало в казанских мечетях, то сейчас он заметен, особенно по
причине подпавшей под влияние кавказских ваххабитов татар»,
— считает мусульманский богослов. По словам
Фарида Салмана, «никакой
схемы, кроме предложенной Рамзаном Кадыровым, для борьбы с
ваххабизмом нет». При
этом теолог уточнил, что он понимает под «кадыровскими
методами»: абсолютная
поддержка традиционного для своего региона ислама и никаких
переговоров с ваххабитами. «Силами
духовных управлений мусульман ваххабизм не может быть побежден,
только государство в состоянии это сделать»,
— резюмировал мусульманский
священнослужитель.
Начальник
Сектора кавказских исследований Российского института стратегических
исследований Яна Амелина уверена, что «сейчас
можно совершенно однозначно говорить о едином исламистском фронте от
Северного Кавказа до Поволжья, сформировавшимся в последние несколько
лет». Институционально
это произошло за 6 лет: в 2007 году был провозглашен «Имарат
Кавказ», в
2009 году происходит провозглашение «вилаета
Идель-Урал», в
2010 году появляется одноименный сайт и происходит попытка создать
вооруженное подполье по типу северокавказского, правда, первая
попытка была неуспешной, поскольку в ходе спецоперации в Нурлатском
районе в ноябре 2010 года одна из подобных банд была ликвидирована.
Однако ваххабиты продолжили свою работу, после чего бандподполье не
только сумело появиться, но и постаралось о себе заявить летом-осенью
2012 года серией терактов в Казани. Третий «амир
Татарстана» Абдуллах
заявляет о переименовании «вилаета
Идель-Урал» в
«эмират
Булгаристан» и
об изменении своей тактики, упор делая на точечные удары по личному
составу силовых органов и промышленной инфраструктуре. «Сейчас
власти Татарстана, наконец-то, начали менять свою политику в
отношении фундаменталистов, главное, чтобы дело не ограничилось лишь
косметическими изменениями: решать надо кардинально проблему»,
— резюмировала эксперт.
Старший
научный сотрудник Российского института стратегических исследований
Галина Хизриева считает, что первой площадкой для переговоров с
ваххабитами был Интернет, где с ними пытались вести
мусульмане-традиционалисты диалог. «Когда
стала понятно, что не все мусульмане пойдут за ваххабитами, последние
изменили в своей интернет-пропаганде тактику, сделав упор на
шиитско-суннитское противостояние, чтобы тем самым подмять под себя
всех мусульман-суннитов, натравливая их на шиитов»,
— полагает исламовед. По мнению Хизриевой,
наиболее успешно ваххабитам удается вести вербовку в свои ряды через
женскую аудиторию.
Магистрант
кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского
национального исследовательского технологического университета Михаил
Федько представил свое исследование о влиянии ваххабитов Северного
Кавказа на русскую националистическую молодежь Поволжья. По словам
конфликтолога, в среде русских националистов есть те, кто считает,
что «принятие
ислама русской нации поможет сохраниться»,
и часть из них готовы лично сделать такой
выбор. В ходе проведенного им глубинного интервьюирования 18-ти
молодых русских националистов, на вопрос о причинах принятие ими
ислама, опрашиваемые отмечали, что видят в современном православии
«религию,
проповедующее ненасилие и толерантность»,
что ими трактовалось как проявление
слабости. «Русские
националисты, планирующие стать мусульманами, в качестве
доказательства того, что современное православие проявляет свою
трусость, приводят такой аргумент: современная Русская православная
церковь не ведет открыто миссионерскую деятельность среди мусульман,
боясь навлечь на себя гнев с их стороны. Этим нынешние православные
священники отличаются, например, от баптистов и иеговистов, которые
активно и публично занимаются миссионерской работой среди этнических
мусульман, добиваясь при этом значительных успехов»,
— приводит мнение опрошенных исследователь.
Русской националистической молодежи, делает вывод Михаил Федько,
нравится та религия, в которой присутствует культ воинственности. Как
выяснилось в ходе исследования, часть русских хизб-ут-тахрировцев,
посещавших казанскую мечеть «Аль-Ихлас»,
оказывают влияние на русскую молодежь
Казани, склоняя ее к принятию своей версии радикального ислама,
находя при этом определенные отклики. «Ислам
– это религия сильных людей», —
приводит конфликтолог основной тезис,
который озвучивают в своих интервью русские националисты, многие из
которых с упоением слушают песни ваххабитского барда Тимура
Муцураева, проповеди русского террориста Саида Бурятского (настоящее
имя – Александр Тихомиров), восхищаются так называемыми
«приморскими
партизанами» как
«исламскими
борцами с путинским режимом». Для
многих русских националистов «приморские
партизаны» являются
определенным образцом для подражания.
Руководитель
Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований
Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов
выступил с докладом «Татары
и башкиры в рядах ваххабитского подполья Северного Кавказа: пути
проникновения и последствия». Эксперт
отметил, что в период существования «независимой
Ичкерии» (1996-1999) наряду
со светскими татарскими националистами в Чечню направлялись некоторые
татары из религиозных побуждений с целью прохождения военной и
идеологической подготовки в лагере «Кавказ»
Хаттаба и Шамиля Басаева в Введенском
районе Чечни. Одним из таких являлся Руслан Хабибуллин из Кировской
области, более известный как «Фатих-хазрат»,
который ныне продолжает свою пропаганду
среди татарской молодежи Нижнекамска. По мнению Раиса Сулейманова,
сейчас поток отправляющихся из Поволжья в Дагестан увеличился, куда
татары и башкиры отправляются для временного прохождения боевой
подготовки с целью дальнейшего возвращения в родные места для
развертывания «джихада»
уже у себя дома. При этом есть и татары,
которые принимают участие в терактах в Дагестане. Речь идет о
41-летнем жителе Нижнекамска, члене местной ОПГ «Машовские»
по кличке «Фора»,
который весной 2010 года подорвал
милицейский участок как террорист-смертник в Кизляре. «Тот
факт, что первый «амир»
Татарстана Мухаммед (настоящее имя –
Раис Мингалеев) публично присягнул Доку Умарову на верность,
свидетельствует о начале координации действий между ваххабитами
Северного Кавказа и Поволжья», —
полагает Сулейманов. Сам эксперт отмечает,
что сегодня после Саида Бурятского среди татарской ваххабитской
молодежи по популярности второе место занимает 32-летний салафитский
проповедник Абу Умар Саситлинский (настоящее имя — Исраил
Ахмеднабиев), деятельность которого легализовали власти Дагестана.
Отдельное внимание Раис Сулейманов обратил на ситуацию в ряде
деревень Высокогорского района Татарстана, где поселились религиозно
активные чеченцы.
Подводя
итог работе конференции, ее участники сошлись во мнении, что влияние
ваххабитов с российского Юга ведет к тому, что северокавказский
сценарий развития событий сегодня вполне реально может повториться в
Поволжье, что отчетливо стало заметно по событиям в Татарстане
лета-осени 2012 года. При этом эксперты выразили надежду, что после
того как в Казанском Кремле, наконец-то, начали хоть что-то делать в
отношении исламских фундаменталистов республики, ситуация может
нормализоваться, но это возможно только при условии, что твердая
государственная линия на поддержку традиционного для России ислама
останется непоколебимой: капитулянтского диалога с ваххабизмом, как
это произошло в Дагестане, не должно быть в Татарстане.
Оригинал
этого материала опубликован на ленте АПН.